Упражнение 1
Найдите грамматические основы в предложениях.
1. Для сохранения культуры не так важно иметь университет, но необходимо иметь
библиотеку. (Д. Лихачев.) 2. Странный старичок говорил очень протяжно, звук его
голоса также изумил меня. (И.Тургенев.) 3. За обедом речь шла о войне,
приближение которой уже становилось очевидно. (Л. Толстой.) 4. Довольно людей
кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства,
едкие истины. (М. Лермонтов.) 5. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то
родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами,
уходя в бесконечную даль. (И. Тургенев.) 6. Костер горел ярко, и, чем ближе я
подъезжал к нему, тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мира. (И.
Бунин.) 7. Наступила весна, и хотя светило яркое солнце, но на улице было еще
прохладно. 8. Летом появилась возможность поехать на юг – мы с нетерпением
ждали окончания занятий в школе, и, когда сообщили друзьям о приезде, они были
очень рады.
Упражнение 2
Найдите придаточные в СПП. Определите их вид.
1. (1) Я хотел, (2) чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, (3) где под музыку
лягушек я растил себя поэтом. (С. Есенин.) 2. (1) Возвращаясь домой, (2) князь
Андрей не узнал дуба, (3) который весь преобразился и раскинулся шатром сочной
зелени. 3. (1) В стихах, написанных в этот период (1915–1917), уровень мастерства
заметно повысился, (2) Есенин достиг поэтической зрелости, (3) о чем
свидетельствуют стихи о судьбе России. 4. (1) Стихотворение «Разбуди меня завтра
рано...» посвящено ожиданию чуда, неземного «дорогого гостя», (2) знаки
присутствия и пришествия которого явлены повсюду. 5. (1) Обе девицы надели
желтые и красные башмаки, (2) что бывало у них только в торжественные случаи. (А.
Пушкин.) 6. (1) Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, (2) если она дурно
выражена. (Вольтер.)
Объяснение:
Снег - 2 скл., И.п.
(в) поле (нач.форма - поле) -2 скл., П.п. (потемнел где?)
(на ) озёрах ( н.ф. - озеро) - 2 скл., П.п. (треснул где?)
лёд - 2 скл., И.п.
Облака (н.ф. - облако) - 2 скл., И.п.
Небо - 2 скл., И.п.
Воробей - 2 скл., И.п.
(на) крыше (н.ф. -крыша) -1 скл., П.п. ( зачирикал где?)
Днём (н.ф. -день) - 2 скл., Т.п.
Стёжки (н.ф. -стёжка) -1 скл, И.п.
Дорожки (н.ф. -дорожка) -1 скл., И.п.
Вербе (н.ф. -верба) - 1скл., П.п. (где?)
Серебром (н.ф. -серебро) -2 скл., Т.п. (чем?)
Серёжки ( н.ф. - серёжка) -1 скл., И.п.
снег- и.п.2-е скл(именительный падеж,второе склонение)
поле- п.п. 2-е скл( предложный падеж,второе склонение)
озёрах- п.п. 2-е скл(предложный падеж,второе склонение)
лёд- и.п. 2-е скл (именительный падеж,второе склонение)
облака- и.п. 2-е скл (именительный падеж,второе склонение)
небо- и.п. 2-е скл (именительный падеж,второе склонение)
воробей- и.п. 2-е скл (именительный падеж,второе склонение)
крыше- п.п. 1-е скл (предложный падеж,первое склонение)
днём- т.п. 2-е скл (творительный падеж,второе склонение)
стёжки- и.п. 1-е скл (винительный падеж,первое склонение)
дорожки- и.п. 1-е скл (винительный падеж,первое склонение)
вербай- т.п. 1-е скл (предложный падеж,первое склонение)
сережки- и.п.1-е скл.(именительный падеж,первое склонение)
не уверенна что все верно,но я попыталась