Упражнение 1. Определите лексическое значение данных слов. Найдите в словаре их значения, выпишите слова, распределяя в два столбика: 1) имеющие только прямое значение; 2)
употребляющиеся в переносном значении.
Адресант, адресат, аккуратный, алгоритм, бюллетень, выразиться, дивиденд, коллаж,
ментальность, обобщить, парламент, поистине, привилегия, приоритет, структура, тренировать,
шествовать, шефствовать, экспансивно, эмиссия, язык, ярмарка.
Упражнение 2. Объясните значение следующих слов. Например: Призреть – презирать
(призреть – приютить; презирать – пренебрегать, относиться с презрением).
Притворить – претворить, приступить – преступить, приемник – преемник, изморозь –
изморось, лесть – лезть, обессилеть – обессилить, прибывать – пребывать, развиваться – развеваться,
вперемежку – вперемешку.
Упражнение 3. Укажите, какие переносные значения закрепились за данными словами.
Составьте предложения, употребляя эти слова в переносном значении.
Стрекоза (веселая, порхающая, беззаботная, легкомысленная девушка), осел (тупой, упрямый
человек), заяц (трусливый человек, безбилетный пассажир), лиса (хитрый, льстивый человек), тупой
(лишенный острого восприятия, несообразительный), острый (проницательный, хорошо
воспринимающий, отличающийся остроумием), скользкий (неустойчивый, ненадежный,
сомнительный), шелковый (мягкий, нежный, гладкий, блестящий), сморчок (маленький, невзрачный,
морщинистый человек), тюлень (неуклюжий, неповоротливый человек), пень (тупой, бесчувственный
человек), мартышка (человек, любящий кривляться, подражать другим), липа (фальшивка, подделка).