Упражнение 1.
Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.
1) Замолчи строго сказал Красильщиков.
2) Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там
не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на
самом деле вы моя первая любовь.
3) Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при
мне не говорить с ним на «ты» . Почему с она подняв брови.
4) Наконец Соня говорила Ну спать и с ними я шел к себе...
5) Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А
доктор здравствуйте
6.) Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно?
Упражнение 2.
Переведите прямую речь в косвенную:
«Кажется, будет дождь», – предположила мама.
Паша сказал: «Вероятно, погода изменится».
«Неужели путь такой далёкий?» - с дедушка.
Иван подумал и с мальчика: «Как тебя зовут?»
«Серёжа, тебе понравился фильм?» - с Миша.
«Откройте окно!» - по Света.
Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.
1) "Замолчи!" - строго сказал Красильщиков. В данном предложении мы видим, что Красильщиков подавляющим тоном приказал кому-то замолчать. Поэтому мы используем восклицательный знак после слова "Замолчи".
2) "Я хочу послезавтра пообедать с вами в 'Праге'", - сказала она. "Никогда там не была и вообще очень неопытна. Воображаю, что вы обо мне думаете. А на самом деле вы моя первая любовь." В данном предложении мы видим, что "она" говорит о своих желаниях и мыслях, поэтому для обозначения прямой речи используется тире и кавычки.
3) "Вы со мной говорите уже на 'вы'!" - задыхаясь сказал я. "Вы могли бы хоть при мне не говорить 'с ним' на 'ты'. Почему с 'она'?" - подняв брови. В данном предложении мы видим, что говорящий выражает свое возмущение и задает вопрос, поэтому мы используем восклицательный знак и вопросительный знак в кавычках.
4) "Наконец" - сказала Соня, "говорила: 'Ну спать', и с ними я шел к себе..." В данном предложении мы видим, что Соня делает паузу перед тем, как произнести фразу "Ну спать", поэтому мы используем двоеточие и тире перед непосредственным передачей речи.
5) "Когда я подбежал к ним" - он успел весело крикнуть, "А доктор здравствуйте!" В данном предложении мы видим, что говорящий сообщает о происходящем, поэтому мы используем двоеточие и тире перед передачей речи.
6) "Как блестят глаза!" - сказал он, "Тебе не холодно?" В данном предложении мы видим, что говорящий задает вопрос, поэтому мы используем восклицательный знак и вопросительный знак.
Упражнение 2.
Переведите прямую речь в косвенную:
1) Мама предположила, что "кажется, будет дождь". Здесь мы видим, что мама сообщает о своем предположении, следовательно, мы используем глагол сообщения - "предположила".
2) Паша сказал, что "вероятно, погода изменится". По аналогии с предыдущим предложением, мы используем глагол сообщения - "сказал".
3) Дедушка спросил, "неужели путь такой далекий?". Здесь мы видим, что дедушка задает риторический вопрос, но формулирует его как прямую речь. Поэтому в косвенной речи мы должны переформулировать его как утверждение ссылающееся на вопрос. "Дедушка сказал, что путь такой далекий".
4) Иван подумал и спросил мальчика, "как тебя зовут?". В данном предложении мы видим, что Иван задает вопрос, но формулирует его как прямую речь. Поэтому в косвенной речи мы должны переформулировать его как вопрос, введя соответствующий глагол - "Иван спросил мальчика, как его зовут".
5) Миша спросил Сережу, "тебе понравился фильм?". Здесь мы видим, что Миша задает вопрос, но формулирует его как прямую речь. Поэтому в косвенной речи мы должны переформулировать его как вопрос, введя соответствующий глагол - "Миша спросил Сережу, понравился ли ему фильм".
6) Света попросила открыть окно. В данном предложении мы видим, что Света сообщает свою просьбу, поэтому мы используем глагол сообщения - "сказала".