Упражнение 1. Поставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и письменно объясните постановку знаков препинания.
1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул
мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
2) Отец любил говорить нет музыки слаще шума дождя и шума реки.
3) Огромный барский дом утопающий в зелени деревьев стоял на холме он был
виден тут всюду.
4) Природа является открытым учебником жизни она вобрала в себя вечную
мудрость жизни.
Упражнение 2. Расставьте знаки препинания, в скобках дайте краткие пояснения.
1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи резали небо молнии чуть слышно
громыхал гром. 2. Воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава
блестит весёлым блеском изумруда. 3. Уже рассвело неутихающий ветер успел размести
тучи с ледяного неба осталось лишь серое охвостье лёгких облаков... 4. Комната большая
низкая в три окна стены вымазаны белой краской мебели нет. 5. Вода в круглом водоёме
рябила на ней поднимались небольшие волны. 6. Поезд шел быстро его огни скоро
исчезли.
1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул. Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
Ответ:
Знаки препинания: запятые после слов "аул" и "табунов".
Грамматическая основа: я слышался, вспомнил, ущелье.
Пояснение: В первом предложении нужно поставить запятые после слов "аждул" и "табунов", так как они являются перечислительными сказуемыми. Грамматическая основа в этом предложении - "вспомнил", "слышался" и "ущелье".
2) Отец любил говорить нет музыки слаще шума дождя и шума реки.
Ответ:
Знак препинания: запятая после слова "нет".
Грамматическая основа: отец любил говорить.
Пояснение: Во втором предложении нужно поставить запятую после слова "нет", так как оно является союзом, разделяющим две части сравнения. Грамматическая основа в этом предложении - "отец любил говорить".
3) Огромный барский дом утопающий в зелени деревьев стоял на холме, он был виден тут всюду.
Ответ:
Знак препинания: запятая после слова "холме".
Грамматическая основа: дом стоял, дом был виден.
Пояснение: В третьем предложении нужно поставить запятую после слова "холме", так как оно является обстоятельством места, выделяемым запятой. Грамматическая основа в этом предложении - "дом стоял" и "дом был виден".
4) Природа является открытым учебником жизни, она вобрала в себя вечную мудрость жизни.
Ответ:
Знак препинания: запятая после слова "жизни".
Грамматическая основа: природа является, природа вобрала.
Пояснение: В четвертом предложении нужно поставить запятую после слова "жизни", так как оно повторяется, являясь одиночным и разделяющим определительное приложение. Грамматическая основа в этом предложении - "природа является" и "природа вобрала".
Упражнение 2.
1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, резали небо молнии, чуть слышно громыхал гром.
Знаки препинания: запятые после слов "тучи" и "молнии".
Пояснение: В первом предложении нужно поставить запятые после слов "тучи" и "молнии", так как они являются перечислительными сказуемыми.
2. Воздух чист и прозрачен, птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
Знаки препинания: запятые после слов "прозрачен" и "лепечут".
Пояснение: Во втором предложении нужно поставить запятые после слов "прозрачен" и "лепечут", так как они являются перечислительными сказуемыми.
3. Уже рассвело, неутихающий ветер успел размести тучи, с ледяного неба осталось лишь серое охвостье лёгких облаков...
Знак препинания: запятая после слова "растело".
Пояснение: В третьем предложении нужно поставить запятую после слова "растело", так как оно является обстоятельством времени, выделяемым запятой.
4. Комната большая, низкая, в три окна стены вымазаны белой краской, мебели нет.
Знаки препинания: запятые после слов "низкая" и "окна" и двоеточие после слова "мебели".
Пояснение: В четвертом предложении нужно поставить запятые после слов "низкая" и "окна", так как они являются перечислительными прилагательными. Также нужно поставить двоеточие после слова "мебели", так как оно вводит прямую речь.
5. Вода в круглом водоёме рябила, на ней поднимались небольшие волны.
Знак препинания: запятая после слова "рябила".
Пояснение: В пятом предложении нужно поставить запятую после слова "рябила", так как оно является главным сказуемым.
6. Поезд шел быстро, его огни скоро исчезли.
Знак препинания: запятая после слова "быстро".
Пояснение: В шестом предложении нужно поставить запятую после слова "быстро", так как оно является обстоятельством способа, выделяемым запятой.