Упражнение 1. Проанализируйте небольшой текст из своего учебника по
физике или химии (объем — 1 страница), выявите в нем признаки научного
стиля (логичность, точность, отвлеченность, объективность).
Укажите синтаксические и лексические особенности предложений.
Упражнение 2. Дайте стилистическую характеристику приведенным
фразеологическим выражениям. Составьте 5 предложений (на каждый тип
речи), используя указанные фразеологические выражения.
Иметь место, море по колено, командировочное удостоверение, делать из
мухи слона, первая ласточка, семь пятниц на неделе, с одной стороны... с
другой стороны, между Сциллой и Харибдой, что называется, как говорится,
целиком и полностью, утереть нос, таким образом, сводить концы с концами,
заключительный аккорд, вилять хвостом.
Упражнение 3. Укажите, какова стилистическая окрашенность
прилагательных, образованных:
а) с приставок между-, сверх-, анти-, внутри-;
б) с приставки раз-;
в) с суффиксов -оньк-(-еньк-); -ущ-; -ешеньк-(-ошеньк-), -охоньк-( -
ехоньк-).
Приведите примеры прилагательных с такими морфемами, составьте с ними
предложения или подберите соответствующие примеры из литературы.
Упражнение 4. Приведите не менее 5 существительных с каждым из
указанных ниже суффиксов, определите стилистическую окрашенность этих
слов: -ств(о); -стви(е); -изм; -аци(я); -чик, -ик; -ишк(о), -ишк(а); -инк (а).
Укажите, какие из этих слов чаще употребляются в публицистической речи, в
научной, какие — имеют разговорный оттенок.
Упражнение 5. Объясните значение медицинских терминов.
Синусит, возбудитель, воспаление, пазуха, инфекция, ринит, заболевание,
полость, гиперсекреция, поллиноз, эпителий, мембрана.
Упражнение 6. В данном ниже тексте выявите типичные для научнопопулярного подстиля особенности в использовании слов разных частей речи и
их грамматических форм.
Характер отдыха в наш инт..лектуальный век значительно изменился.
Что требу..тся для нормального отдыха?
Прежде всего тишина. Современные исследования показывают что
человек вернувш.сь с работы домой стремится к изоляции от городского шума
и людей.
Предст..вление о полном отдых.. часто выр..жает?ся в жела-ни..
ни(о)чем не думать лежать спокойно как(бы) (в)полусне позволяя свободно
разбегаться своим мыслям. Отдыхающий человек как ребенок хотел бы делать
только то что диктуется внутр..ним к..призом (ни)чего запланированного
серьезного. Полежать рассе..но подумать лениво побеседовать со знакомыми
почитать легкий журнал. Такой отдых мож..т быть обеспечен в пределах
четырех стен своей комнаты но наиболее полно это дост..гается в общении с
природой.
Право на «ничегонеделание» сч..тавш..еся чуть(ли) не пороком еще
(пол)века тому назад теперь должно быть призн..но как необходимый эл..мент
отдыха. П..сивный отдых как один из видов психической г..г..ены и сам..лечения
совершенно н..обходим и его нельзя (не)дооцен..вать. (Ю. Макаренко.)
Упражнение 7. Прочитайте отрывок из статьи Д.С. Лихачева. Можно ли на
основании этого текста сделать вывод об особенности научного стиля речи?
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ СО СЛОВАМИ
1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку
художественной литературы.
2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в
случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В
научной работе образность — только педагогический прием привлечения
внимания читателя к основной мысли работы.
3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен
замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.
4. Главное достоинство научного языка — ясность.
5. Другое достоинство научного языка — легкость, краткость, свобода
переходов от предложения к предложению Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть
краткие, переход от одной фразы к другой — логическим и естественным,
«незамечаемым».
7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать
написанное вслух для себя.
8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему
они относятся, что они «заменили».
9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное
понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда
термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности
языка.
10. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли.
Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой
остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и
читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора.
Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем
наоборот, различие лучше, чем разница. Не употребляйте слова впечатляющий.
Вообще будьте осторожны со словами, которые сами лезут под перо,—
словами-новоделами ДО ЗАВТРА НУЖНО СДАТЬ ,
Объяснение:
На картине Хузина У окна» мы видим маленького мальчика в домашней обстановке. На вид ему лет пять-шесть. Он отложил в сторону свой альбом с карандашами и с удивлением разглядывает изменивший за окном пейзаж. Еще вчера во дворе всё было серым и унылым. А сегодня из-за снега всё преобразилось. Снег запорошил землю, деревья, крыши домов и дороги.
Там, за окном течёт совсем другая жизнь. Вот дворник, например, накануне подметал опавшие листья. Вчера он их не успел убрать, а сегодня желтые кучи с листвой замело снегом. Теперь ему работы прибавилось. Нужно еще и дорожки от снега прочищать. И сегодня стало очень холодно, и метёт метель. Поэтому на улице никого нет кроме дворника. Люди в такую погоду стараются не выходить из дома.
Мальчик с любопытством смотрит на белые пушистые ветви деревьев, на соседний дом со светящимися окнами и на то, как дворник справляется со своей работой. Ему интересно познавать этот мир. А ещё ему нравится рисовать и играть с машинками. На подоконнике как раз лежит альбом с его рисунком, карандаши и машина с подъемным краном.
Мальчик одет в серую клетчатую рубашку и черные штаны. Чтобы удобно было смотреть в окно, он забрался на стул и облокотился на подоконник. Хорошо наблюдать из окна за разыгравшейся метелью, когда дома тепло и уютно. Уютную обстановку в доме художник подчеркнул с комнатного растения в глиняном горшке. Оно тоже стоит на подоконнике слева от мальчугана.
Картина получилась у автора романтической и наполненной светом. Глядя на нее, зритель вспоминает о своём детстве. Каждый из нас в раннем детстве любил смотреть в окно, познавать этот загадочный мир и мечтать о чём-то своём.