Упражнение 1
Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.
(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудо полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.
Упражнение 2
Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.
Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.
(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.
Упражнение 3
Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.
(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.
"Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь - бросить...". Мне кажется, что приведенная фраза Паустовкого (номер 34) означает следующее: произнося эту фразу, дед Ларион хочет объяснить гостю, почему он оставил зайца у себя. Оказывается, зверек жизнь охотнику во время лесного пожара, поэтому забота о нем - это проявление благодарности. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста.
Аргумент 1:
Во-первых, если бы не заяц, то деду Лариону вряд ли удалось во время пожара, потому что сильный ветер быстро распространялся по всему лесу, а едкий дым мешал найти путь. Предложения 18-20 св. об этом.
Аргумент 2:
Во-вторых, дед Ларион отчаялся и считал, что ему уже не выжить. Поэтому выскочивший у него из-под ног заяц воспринимается героем (как в качестве подарка судьбы). Бывалый охотник хорошо знал повадки животных. Ему было известно, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда во время лесного пожара. Охотник доверился интуиции зайца и был Об этом говорится в предложениях 25-27.
Вывод:
Таким образом, финальная фраза текста ("цитата" понять его идею: за добро следует платить добром. В благодарность за дед Ларион вылечил зайца, оставил жить у себя и стал всячески заботиться о нем.
Пример: И [метался ветер быстрый по бурьянам] , и [снопами мчались искры по туманам]
В ССП используются разделительные союзы, когда в нем происходит
1)чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких.
Пример: [Залает пёс домовый] , иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит]