Упражнение 1. Раскройте скобки, запишите, графически обзначьте выбор орфограммы
(Н.) (во) что (н..) верить, (н..) (у) кого взять, (н..)(для) чего (н..) готовить, (н..)(от)кого не зависеть, (н..)(перед) чем (н..) остановиться, (н..) (в) чём не отказывать, (н..)(к) чему (н..) прикасаться, (н..) (на) кого (н..) обижаться, (н..) кто иной, как сторож, (н..)кто иной (н..) решит, (н..) что иное, как болтовня, (н..)что иное, кроме спорта, барометр (н..) что другое, как прибор, (н..)чем другим (н..) занимался, (н..)(за)что хвалить.
Упражнение 2
Составьте и напишите предложения со следующими неопределёнными местоимениями (падеж можно изменять):
Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого
Надо успеть записать. Малейшая задержка — и мысль, блеснув, исчезнет (Пауст.); Сначала я старался не зачерпнуть воды или грязи в туфли, но оступился раз, оступился другой — и стало всё равно(Сол.); Он делал вид, что слушает хозяйку, изумлялся самым простым вещам, хлопал себя по колену — и опять говорил только о себе (Бун.); По дубу перейдем ручей — и на болото (Пришв.); Положишь палочку на воду — и она поплывет по течению (Пришв.); Она вдохнула в себя немного воздуху — изапахло холодным морем (Улиц.); Душа, как прежде, каждый час полна томительною думой — но огнь поэзии погас (П.); Я спешу туда ж — а там уже весь город (П.).
Примечание. Между частями сложносочиненного предложения может стоятьзапятая и тире как единый знак препинания: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, — и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, — и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.). Такое разделение частей сложносочиненного предложения несколько устарело.
Употребление запятой и тире как единого знака препинания следует отличать от сочетания запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании:Кто знает, сколько придется пробыть в тайге, — и все время будет за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.) — запятая закрывает придаточную часть предложения, а тире разделяет части сложносочиненного предложения.
1) нa конце слова после любого мягкого согласного: конь, уголь, фонарь;
2) после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым или мягким) : больной, сельдь, мальчик, пильщик;
3) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным: Кузьма, меньше, борьба;
4) между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: в Кузьмич (Кузьма) , о борьбе (борьба) ;
5) в числительных, оканчивающихся на -десят, -сот, после первого корня: пятьдесят, пятьсот, восемьдесят, восемьсот; в числительных, оканчивающихся на -дцать на конце слова: пятнадцать, девятнадцать, двадцать.
2. Буква ь не пишется:
1) внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рш, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный;
2) между мягкими лл: иллюзия, иллюминация, иллюстрация.
Г. Употребление ь для обозначения грамматических форм.
Примечание: к шипящим относятся буквы ж, ш, щ, ч.
1. После шипящих ь пишется:
1) в именах существительных женского рода единственного числа: речь, тишь, рожь (не смешивать с туч, рощ, тысяч, так как это формы родительного падежа множественного числа) ;
2) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте;
3) в неопределенной форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься;
4) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени: несешь, возишь, бросишь, несешься, бросишься, возишься;
5) в наречиях: невмочь, сплошь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж;
6) в частицах: вишь, бишь, лишь, ишь.
2. Употребление ь в некоторых других падежных и глагольных формах:
1) в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя, а также и в других падежах числительного восемь: восьми, восемью и восьмью;
2) в неопределенной форме глаголов: возить — возиться, брить — бриться;
3) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, приготовьтесь. Исключения: ляг, лягте.