Упражнение 1. Рассмотрите предложения с обособленными несогласованными определениями. Объясните знаки препинания.
1.Девушка, в шелковом красивом платье и в новых туфлях, сидела в кресле.
2.Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий и красивый.
3.Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной
нитью жемчуга на шее.
4.Старший сын, в шляпе, в коротком пальто и кожаных перчатках,
был
уже
готов к отъезду.
5.Она, в меховом пальто, прогуливалась возле машины взад и вперед.
6.Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня.
а) Части, образующие сложноподчинённое предложение, неравноправны.
б) Классификация сложноподчинённых предложений строится на уподоблении придаточных частей второстепенным членам предложения.
г) Союзное слово всегда является членом предложения.
ж) Однородные придаточные отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одной и той же части.
2. Сложноподчинённое предложение:
г) Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
3. В этом случае придаточное предложение соединяется с главным при союзного слова:
г) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.
4. В этом случае слово ЧТО является союзным словом:
а) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.
5. В этом в предложении союзное слово является обстоятельством:
Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.
6. В этом предложении союзное слово является подлежащим:
б) От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас?
7. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
г) Бывают в жизни минуты, когда даже после полного поражения не теряешь надежды. (минуты КАКИЕ?)
8. Сложноподчинённое предложение с придаточным дополнительным:
г) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу. (узнав ЧТО?)
9. Виды обстоятельственных придаточных в предложениях:
1) времени: з).
з) Неприятное предчувствие кольнуло меня, лишь только я глянул на обложку. (КОГДА?)
2) места: г)
г) Там, откуда нельзя уже было видеть окутанный ночной сенью город, светились огни четырёх маяков. (ГДЕ?)
3) причины: а).
(а) Я говорю негромко и осторожно, потому что я никого не хочу ни обидеть, ни оскорбить. (ПОЧЕМУ?)
4) цели: и).
и) Он и песню-то такую себе специальную придумал, чтобы не так страшно ему на лесной дороге было. (ЗАЧЕМ?)
5) следствия: д).
д) Было сумеречно, так что все розы в большом букете казались одного цвета.
6) условия: б).
б) Свидетель мог бы всё это подтвердить, когда бы не был в отъезде. (ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?)
7) уступки: е).
е) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт. (НЕСМОТРЯ НА ЧТО?)
8) образа действия: в).
в) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
(КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?)
9) меры и степени: ж).
ж) Вечер был так тих и тёпел, что свечи на террасе и в столовой горели неподвижными огнями. (НАСКОЛЬКО?)
10) сравнительное: к)
к) Каждый звук рождал какие-то искры, как капля рождает дрожь воды.
10. Начались мои отроческие годы, когда особенно напряжённо я жил не окружавшей меня подлинной жизнью, а той, в которую она преображалась в детских мечтах.
Объяснение:
Это счастье - чувствовать красоту мира. Она приходит к нам через шелестящие листья,дуновение ветра, ароматы цветов. Остановись ,мгновение, ты - прекрасно ! Мне кажется, именно этим девизом руководствовался художник П. Кончаловский, когда рисовал свою " Сирень в корзине ". Картина написана в жанре натюрморта. В корзине - сирень различных цветов и оттенков : бело- розовая, лиловая, бордовая, светло - голубая. Плотные и пышные кисти выглядывают из обычной плетеной , с широким дном, - корзины. Непередаваемо ! Сразу ощущаешь не только цветочный аромат . но и представляешь, где росла сирень, кто совсем недавно прятался в ней . .. Прямо к созерцающему тянется белая хмельная кисточка. С ней не надо света, но видим мы рядом и изящный лепесточек иной. Белое на контрасте с бордовым и в симфонии с бело-розовым. Сиреневый и голубой утешают, уравновешивают страсти в букете. Лиловые бутончики готовятся ко сну, а потому опустили верхушечки. Зеленое обрамление сирени дополняет общее впечатление от букета. Веточки настоящие, живые. Корзина с сиренью изображена на зелено- желтом нечетком фоне. Кончаловского не интересует " окружение". Только принцесса Сирень тут главная. Внимательный зритель часами может разглядывать цветы, веточки, искать между ними какую-то мистическую связь. .Возможно, где-то здесь живут чудо-существа, которые зовут подойти поближе, чтобы все могли ощутить аромат сирени, зовут незаметно попробовать на вкус ее разноцветные лепестки. В радость !