Упражнение 1.
В приведенных текстах найдите синтаксические средства выразительности и определите их функции.
1) Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. (А. А. Фет) 2) Россия не только государство... Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях. Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н. К. Рерих)
Упражнение 2.
Определите особенности синтаксической структуры предложений и роль знаков препинания в тексте И. С. Тургенева.
Тысячи моих братий, собратий гибнут там, вдали, под неприступными стенами крепостей; тысячи братий, брошенных в разверзстую пасть смерти неумелыми вождями.
Они гибнут без ропота; их губят без раскаяния; они о себе не жалеют; не жалеют о них и те неумелые вожди...
Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам... скользят мне на губы... Что это? Слезы... или кровь?
Упражнение 3.
Выпишите предложения, в которых однородные члены предложения усиливают эмоциональность художественной речи. Произведите их синтаксический разбор, составьте схемы.
Вот и сейчас все было необыкновенным: и небо, и воздух, и мокрая от росы трава, и одинокая паутина в синеве. Все давало ему (Тарасу) перевес перед другими: и преклонные лета, и опытность, и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Н.Гоголь)
Наука, техника, культура и производство было бы мертво без общения людей, без языка.
однажды шел он по строчке тетради и увидел какоето не понятное слово!подошел он к слову поближе и говорит:
-привет!
а в ответ ничего!он опять:
-здравствуйте!
а неодушевленный ничего не отвечает...
разозлился тогда одушевленный!закричал! подошла к одушевленному кошка Маруся и говорит:
-не кричи ты на него!
-как же тут не кричать!невежа!я ему здрасте а он молчит!
-ха!конечно он тебе не ответит он же неодушевленный!
-а это как?
-ну ты одушевленный тоесть живой.ты можешь делать любое действие!а он неодушевленный тоесть не живой!
-ха!ну теперь понятно!дак это значит что я пымался грворить с не живым существом?!
-наконец то ты понял!
Маруся!
-не за что!♡♡♡
2. По степи, влево от нас (Обособленное обстоятельство), поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны (Обособленное определение), они стали прозрачней и светлей.
3. Стрелы, пущенные в него мужчинами (Обособленное определение), упали, жалкие (Обособленное определение), обратно на землю.
4. Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний (Обособленное обстоятельство).
5. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником (Обособленное обстоятельство), сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его.