Упражнение 1. Выделите уточняющие члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания.
1. Попал он в полк случайно, на марше (Бакланов). 2. Недалеко, в направлении станицы Ольгинской, привычно перекатывались звуки орудийной стрельбы (Первенцев). 3. Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой (Чаковский). 4. Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день (Достоевский). 5. Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы (Л. Толстой). 6. На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона и молчала (Фадеев). 7. Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить (Шолохов). 8. Вдали высилось тёмно-красное, цвета сырого мяса, здание фабрики (М. Горький). 9. Эти, не всегда твёрдые и стройные, стихотворные строки писала рука, твёрдая, как сталь... (Симонов) 10. По соседним, без дверей, заляпанным светлым комнатам загрохотали, приближаясь, шаги (Панова).
Союз — служебная часть речи, оформляющая связь между частями предложений, между отдельными предложениями в тексте, а также между словоформами в составе простого предложения. При большинства союзов разграничиваются сочинительныеили подчинительные связи. Специфика союза как связующего средства по сравнению с предлогами и союзными словамизаключается в том, что его контакт с синтаксической конструкцией не закреплён никакими формальными показателями. В этом смысле союз, будучи неотъемлемым элементом образуемой синтаксической конструкции, в то же время сохраняет формальную автономность, которая отличает его, с одной стороны, от союзных слов, имеющих формы словоизменения, и, с другой стороны, от предлогов, служебная функция которых осуществляется во взаимодействии с падежной флексией.
Осуществляя служебную функцию в рамках простого предложения, союз проявляет безразличие к грамматическим характеристикам соединяемых словоформ, к их принадлежности к той или другой части речи (У меня есть брат и сестра; Мальчик рисует и поет; Девочка умна и красива; Он пишет быстро и аккуратно; Он пишет быстро и без ошибок). Каждый союз является носителем определенного квалифицирующего значения, то есть с той или иной степенью конкретизации характеризовать отношение между соединяемыми частями конструкции.
По синтаксическим свойствам союзы делятся на сочинительные (например, и, а, но, да, или): Он умеет читать и писать. Он высокий, а ты низковат. Ты читаешь, но не умеешь писать, и подчинительные (например, что, как, если, когда): Я знал, что ты придешь.
Если бы ты не сказал, как бы я узнал об этом. Когда холодно, лучше оставаться дома. Сочинительный союз указывает на относительную смысловую автономность связываемых единиц; при подчинительного союза выражается зависимость одной единицы от другой.
2. "я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности", - объяснил я им и стал требовать казенную квартиру.
3. "зачем он повез меня прямо в те места?" - подумал я, но не стал расспрашивать моего верного спутника.
4. "я прибавляю от себя еще осьмуху пива", - приподнявшись, торжественно объявил николай иванович.
5. "ты самое доброе доброе и послушное дитя, ты любишь своего папу и, наверное, сделаешь то, о чем он попросит", - все говорил он мне после обеда .
6."я не могу идти вниз, потому что, как ты видишь, у меня гости ", - резким тоном ответил мне Дмитрий.
7. "мне пора домой: ждут больные",- сказал он, поднявшись -оставаться ему было не за чем - когда она стала прощаться.
8. "я осень соскучилась по вас", - писала вера иосифовна дмитрию ионычу.
9. "я хочу видеть тебя часто", - сказал он ей.
10. меня сейчас полковник спросил: " не сестра ли ты... (имя)...?"
11."вы не учли пропускную лифтов: в вестибюле постоянно скапливается народ, нервничает ,ждет", - сказали архитектору