Упражнение 1. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Над обстоятельствами укажите их разряд.
I. 1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.
II. 1) Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. (К. Паустовский.) 2) Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка. (Ю. Олеша.) 3) Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной. (Ю. О л е ш а.) 4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс. (Ю. Олеша.)
Упражнение 2.
Замените фразеологизмы наречиями. Сделайте вывод о синтаксической роли фразеологизмов в данных предложениях.
1. Мальчик бежал во все лопатки. 2. Он сказал не в бровь, а в глаз. 3. Девочка выучила задание назубок. 4. Она пришла ни свет ни заря. 5. Работу он знал как свои пять пальцев. 6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо. 7. До деревни рукой подать. 8. Она работает не покладая рук.
2.ПО-ПРЕЖНЕМУ, ПО-СТАРОМУ: НАРЕЧИЯ С ПРИСТАВКОЙ ПО И СУФФИКСАМИ ОМУ,ЕМУ, ЦКИ,СКИ, ЬИ ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС: ПО-ВОЛЧЬИ, ПО-НЕМЕЦКИ...
3.РОСЛИ - РАСТЁТ - ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНОЙ В КОРНЕСЛОВА
4.ВЫБИРАЛ, НО ВЫБЕРЕТ - ЧЕРЕДОВАНИЕ КОРНЕЙ БИР-БЕР, МИР-МЕР, ДИР-ДЕР И ДР. ГЛАСНАЯ И ПИШЕТСЯ, ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС А: ВЫБиРаЛ, ЗАМиРаЛ, ВЫДиРаЛ...
5. ПУТЬ + ШЕСТВУЕТ - СЛОЖНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ОБРАЗОВАНО СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ
6. ДЕРЕВЯННЫЙ - ИСКЛ. ИЗ ПРАВИЛА, ЕЩЁ СТЕКЛЯННЫЙ И ОЛОВЯННЫЙ. В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ АН-ЯН ПИШЕТСЯ ОДНА Н : МЕДВянЫЙ