Упражнение 128. Прочитайте. Определите виды сложно- сочинённых предложений. Запишите, вставляя пропу- щенные Знаки препинания, сначала предложения с соединительными союзами, затем сразделительны- с противительными. Подчеркните грамматические ос- новы предложений. Начертите схему 6-го предложения. ми, потом 1. В открытое окно дышала тёплая и мягкая ночь и где- то далеко подчёркивая тишину комнаты гармонично стреко- тали кузнечики. (Л. Андреев) 2. Прозрачный лес один чер- неет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блес- тит. (А. Пушкин) 3. То слишком морозит то моросит дождь. (М. Пришвин) 4. Море было спокойное и всё же входить в него было почему-то страшно. (С. Антонов) 5. Из туч то летит холодный дождь то вдруг туманом залепляя глаза по- валит водянистый снег. (К. Паустовский) 6. Мягко карта- вя журчал ручеёк но все эти звуки не нарушали тишины не будили застывшего воздуха. (А. Чехов) 7. На берегу никого не было дорога тоже была пуста. (В. Короленко) 8. Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет. (И. Крылов) 9. Солнце зашло недавно однако было уже темно. (А. Чехов) 10. Обильная роса затопляла травы и листья но зной проникал уже в самый лес. (И. Тургенев) 11. То тут то там изредка вспорхнёт вспуганная нами птица или защо- кает белка. (Г. Федосеев) 12. Морозное дыхание метели ещё свежо но улеглась метель. (И. Бунин
Если речь стилистически окрашена, то, даже не вникая в смысл, можно определить, кто, кому и в какой обстановке говорит или пишет эти слова, а также, в каких отношениях находятся отправитель и реципиент. Пример приводить не буду – загляните в любой учебник.
Каждый стиль обладает своими характерными чертами и особенностями, формами и средствами выразительности (отсутствие их – тоже средство) .
Иногда просто необходимо добавить в картину серых будней ярких красок поэзии. А выделяющееся из контекста стилистически окрашенное слово или фраза придает сказанному комический оттенок и определенным образом характеризует говорящего (такой прием часто используется в художественной литературе для придания комического эффекта ситуации).
В один из таких дней я приехал бабушке вскопать грядки и полить цветы. Вдруг моё внимание поразило нечто большое и блестящее. Оно сидело на земле и не двигалось. Его зелёная перламутровая спинка переливалась на солнце. Оставив лопату, я наклонился к этому загадочному существу и громко спросил: "Бабушка, что это?". "Где?" -- раздался знакомый голос. "Здесь! Взгляни!" -- отозвался я. Бабушка подошла ко мне и посмотрела на предмет, который так привлёк моё внимание. "А, так это же майский жук, -- ответила она, -- в мае таких на даче много, ты разве раньше их не встречал?". "Нет", -- сказал я. Мне было обидно, что я не видел до этого таких красивых насекомых.
Зато теперь я знаю, как выглядит майский жук, и до сих пор помню первое знакомство с ним.