Упражнение 162. Спишите предложения, расставьте про- пущенные знаки препинания, подчеркните однородные члены
предложения. Какими членами предложения они являются
Определите морфологические свойства и лексическое значение
союзов, соединяющих однородные члены предложения.
1. Наделала Синица славы а моря не зажгла. (Кр.)
2. На смелого собака лает а трусливого кусает. (Посл.)
3. По правому берегу расположены мирные но ещё бес
покойные аулы. (Л. Н. Т.) 4. Кто знатен и силён да не
умён, так худо, ежели и с добрым сердцем он. (Кр.) 5.
Я немного поколебался однако сел. (Т.) 6. Они [музы-
канты) немножечко дерут зато уж в рот хмельного не
берут. (кр.)
Затянули песню казаки
«У казаков знаете какая песня — бесконечная», — говорят в народе. Протяжная и напевная. Тон задают казаки. Основа казачьей традиции — мужское многоголосие. Женские голоса, как и в казачьей жизни, — на вторых ролях. Украшают вокалом суровые былины, , исторические и лирические песни, распетые по-казачьи. Казаки неспешно ведут музыкальный рассказ о Ермаке Тимофеевиче, бескрайних полях и воинских походах. Традицию казачьих песен сегодня стараются сохранить фольклорные коллективы, но в первозданном виде эти песни звучат в первую очередь в далеких станицах. Поют не только на концерте, но и на завалинке — когда душа попросит. Многие уже только в архивах.
А) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом:
9) Когда мы смотрим сегодня на брюлловский автопортрет, на созданных художником образы русских интеллигентов 40-х годов, кажется, сама история глядит на нас с этих небольших холстов.
Б) Ошибка в построении сложного предложения:
5) В основу картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» легли мысли, хотя слепая стихия отнимает жизнь у людей, но в страшных испытаниях настоящий человек преодолевает страх и сохраняет достоинство, честь, гуманность.
В) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:
6) В повести XVII века «Начале царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющую происхождение слова «Москва».
Г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
1) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
Д) Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм:
8) Путешествуя по Греции, Брюллов создал ряд прекрасных пейзажей, в которых раскрывает свой незаурядный талант художника-пейзажиста.