Упражнение 177. І. Найдите в приведённых отрывках из художественных произведений примеры гиперболы или
литоты, укажите, какова их стилистическая роль.
1. Давным-давно окончен бой. Руками всех друзей поло-
жен парень в шар земной, как будто в мавзолей. (С. Орлов)
2. Мы разучились
нищим подавать, дышать над морем вы-
сотой солёной, встречать зарю и в лавках покупать за мед-
ный мусор золото лимонов. (Н. Тихонов) 3. Мой Лизочек так
уж мал, так уж мал, что из крыльев комаришки сделал две
себе манишки. (А. Плещеев) 4. Дивно устроен наш свет... Тот
имеет отличного повара, но, к сожаленью, такой маленький
рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.
(Н. Гоголь) 5. Великовозрастный ученик бурсы ростом мало
чем пониже киевской колокольни. (Н. Гоголь) 6. Вместо шап-
ки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки на-
тянул себе на пятки. (С. Маршак)
2)
Используем ли мы в нашей повседневной жизни гиперболы и литоты? Дайте аргументированный ответ. Опирайтесь в своем ответе на материал для справок.
Материал для справок : кот наплакал; на крою земли; всю жизнь мечтать; капля в море ; ожидать целую вечность; испугаться до смерти; рукой подать; ни капли; высокий до неба.
3)
Пользуясь гиперболами, составьте текст-повнствование с элементами описания и рассуждения на тему "дары природы ".
Глухарь почти с теленка; сазан размером с бегемота; дождь, словно Всемирный потоп; грибы размером с футбольный мяч; лещей целый мешок.
I. В данном упражнении необходимо найти примеры использования гиперболы или метафоры в текстах из художественных произведений и указать, какова их стилистическая роль.
1. "Давным-давно окончен бой. Руками всех друзей положен парень в шар земной, как будто в мавзолей." (С. Орлов)
В этом примере гипербола использована для придачи выразительности и эмоциональности описанию событий. Сравнение рук всех друзей с положением парня в шар земной и мавзолея, метафорически описывающее его погибель, создает ощущение глубокой траура и грусти.
2. "Мы разучились нищим подавать, дышать над морем высотой солёной, встречать зарю и в лавках покупать за медный мусор золото лимонов." (Н. Тихонов)
Здесь также используется гипербола для усиления выразительности и создания образного описания. Повторение фразы "мы разучились" с последующими необычными действиями создает впечатление утраты и непонимания, заставляя читателя задуматься о перемене ценностей и искажении в обществе.
3. "Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из крыльев комаришки сделал две себе манишки." (А. Плещеев)
В этом примере гипербола используется для создания образа человека нежного телосложения. Описание того, как Лизочек делает себе манишки из крыльев комаришки, выражает его хрупкость и слабость в физическом плане.
4. "Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить." (Н. Гоголь)
В данном примере гипербола используется для описания человеческих ограничений и проблем с усвоением пищи. Метафора о маленьком роте указывает на то, что рассказчик не может насладиться большим количеством еды из-за лимитов своего организма.
5. "Великовозрастный ученик бурсы ростом мало чем пониже киевской колокольни." (Н. Гоголь)
В этом примере гипербола используется для эффектного описания высоты и огромных размеров ученика. Образ колокольни используется в метафорическом смысле, чтобы создать впечатление сравнительной невероятности и необычности.
6. "Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки." (С. Маршак)
В данном примере гипербола используется для создания карикатурного и нелепого образа человека, который надевает на себя необычные предметы одежды. Сравнение сковороды с шапкой и перчаток со валенками создает комический эффект и придает тексту легкость и игривость.
II. В нашей повседневной жизни мы часто используем гиперболы и метафоры для выражения своих мыслей и эмоций. Эти языковые фигуры позволяют нам усилить выразительность наших высказываний и создать более яркую картину событий или описать объекты с помощью необычных сравнений.
Приведенные фразы, такие как "кот наплакал", "ожидать целую вечность"и "высокий до неба", являются примерами гипербол и метафор, которые широко использованы речью людей в повседневном общении. Они помогают передать сильные эмоции, удивление, или прокомментировать ситуации с юмором или сарказмом.
III. Дары природы в нашем мире невероятно богаты и ярки. Гиперболы, используясь для описания этих даров природы, позволяют усилить их впечатление и выразительность.
Например:
"Глухарь почти с теленка" - здесь гипербола используется, чтобы описать огромный размер глухаря и сравнить его с маленьким теленком, создавая картину впечатляющей силы и мощи животного.
"Сазан размером с бегемота" - здесь гипербола используется для описания огромного размера сазана, сравнивая его с гигантским бегемотом, что создает ощущение удивления и невероятности.
"Дождь, словно Всемирный потоп" - это сравнение использует гиперболу для описания очень сильного, и возможно длительного дождя, создавая образ Всемирного потопа, который ассоциируется с огромными масштабами и разрушениями.
"Грибы размером с футбольный мяч" - это употребление гиперболы позволяет описать огромные размеры грибов, привлекая внимание к их величине и впечатляющему облику.
"Лещей целый мешок" - гипербола здесь используется для усиления впечатления о множестве лещей, сравнивая их количество с полным мешком, что вызывает ощущение изобилия и выделяет ценность этих рыб.
Использование гипербол и метафор в описаниях даров природы позволяет нам передать эмоциональное восприятие их величия и красоты, делая тексты яркими и насыщенными.