Упражнение 2. Определите, к какой группе лексики с точки зрения сферы её употребления, относятся данные слова: а) общеупотребительная; б) диалектная; в) специальня; г) жаргонная или арготическая. Адсорбент «тело, на поверхности которого происходит поглощение вещества из раствора или газа»; автомат «выставление итоговой оценки по результатам текущей успеваемости без сдачи зачёта или экзамена»; адажио «музыкальная пьеса в медленном темпе»; аккредитив «вид банковского счёта»; аржаной «ржаной»; ангина «острое инфекционное заболевание»; бадминтон «спортивная игра»; байт «часть машинного слова»; банк «финансовое предприятие»; бемоль «знак понижения звука на полтона»; блатарь «представитель преступного мира»; брам-рей «поперечный брус, прикреплённый к мачте судна»; бугор «начальник»; буерак «овраг»; видеомагнитофон; вирулентность «совокупность болезнетворных свойств микробов»; висеть «не реагировать на запросы извне, не выдавать результаты» (о компьютере); гастроэнтерит «воспаление слизистой оболочки желудка»; гига (от гигабайт) «единица измерения памяти компьютера»; гипербола «стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении»; дифференциал «приращение независимой переменной величины»; замочить «убить»; зыбка «колыбель»; импонировать «внушать симпатию, уважение»; инверсия «изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления выразительности речи»; катет «каждая из двух сторон прямоугольного треугольника»; кафе «небольшой ресторан»; конъюнктивит «воспаление слизистой оболочки глаза»; качаться «укреплять мускулатуру с тренажёров»; кока-кола «безалкогольный тонизирующий напиток»; коллаж «приём эклектического соединения разнородных элементов»; комок «комиссионный магазин»; кумашник «сарафан красного цвета»; левкой «декоративное растение с душистыми цветами»; легато «связное исполнение нескольких звуков»; лимон «миллион рублей»; линолеум «материал для покрытия полов»; метод «приём действия»; лицей «среднее учебное заведение с углублённым изучением ряда предметов».
● Попробуйте дополнить каждую из указанных групп своими примерами.
Запишите 3-5 предложений, в которых становится понятным значение слова, ограниченного сферой употребления. В каких контекстах становятся понятными рядовому носителю языка слова коллаж, импонировать, инверсия?
Третья группа- при и пре.
1. Приставка ПРЕ- пишется в случаях:
когда она придает словам значение предельной степени действия, превосходящего какую-либо меру, или высшей степени качества: превозносить, превышать, преувеличивать, превосходить, преуспевать; превосходный, прехорошенький, премилый, премило;
когда она имеет значение приставки пере-: преградить (перегородить), превратить, прекратить, предание (передать), преступить (переступить), превратный (перевернутый), преемник (перенимать).
2. Приставка ПРИ- придает словам значения:
пространственной близости, смежности: приморский, Приамурье, прибрежье, пристанционный, приусадебный;
прибавления, приближения, присоединения: приклонить, пригнать, привести, привязать, примерзнуть, пристегнуть;
неполноты действия: привянуть, приоткрыть, прилечь, приспустить, приутихнуть;
доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем), приучить, придумать, прирезать;
совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прикарманить, приманить, принарядиться, припрятать, присвоить, прислушаться;
сопутствующего действия: припевать, присвистывать, пританцовывать.
Примечания:
1. Приставка пре- является старославянской по происхождению. В русском языке ей соответствует приставка с полногласным сочетанием пере-; ср.: преграда — перегородка, предать — передать.
2. Необходимо различать написания близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-; ср: презирать (ненавидеть) и призирать (давать приют); ср. также: презрение и призрение; преклонить (голову) и приклонить (ветку к земле); претворить (мечту в реальность) и притворить (дверь), притвориться (спящим); претерпеть (неудобства) и притерпеться (к неудобствам); преходящий (момент, ср. переходящий) и приходящий (почтальон, причастие от приходить).
3. Необходимо различать написание слов преумножить (сильно умножить) и приумножить (добавить незначительное количество), хотя значения эти часто трудно разграничить.
4. В следующих словах бывшие приставки уже не вычленяются: предел, предмет, преимущество, прекословить, прельщать, преминуть, (знаки) препинания, препона, препятствие, пререкаться, пресловутый, пресыщаться, претить, преткновение (камень преткновения), прибор, привередливый, пригожий, приказать, приличный, примитивный, притязание, причащаться, причина, приязнь.
5. В заимствованных словах возможно написание как пре-, так и при- (приставками эти элементы, как правило, не являются): преамбула, превалировать, президент, президиум, препарат; приватный, примадонна, привилегия, примитив, приоритет.
Текст с сайта: http://gramma.ru/RUS/?id=4.9
Проверено!
Удачи!
Я очень часто задумываюсь над тем, зачем нужна дружба. Мне кажется, что одиночество - это очень страшно. А человек, который имеет хорошего друга и понимает ценность дружбы одиноким никогда не будет. К тому же, дружба - это поддержка в трудные дни, совместная радость, веселое времяпровождение.
С раннего детства мы общаемся с людьми, строим с ними отношения, обретаем друзей. Дружба приносит нам положительные эмоции. Очень важно найти хорошего друга, в котором ты будешь уверен, словно в себе. Есть дружба, проверенная временем. Такая дружба зачастую самая крепкая. Друзья не предают друг друга в горе, радуются чужим успехам. Дружба - это великий дар, который нужно беречь.