Упражнение 2. Перепишите предложения. Вставьте пропущенные знаки препинания и буквы. Определите в них слова категории состояния (сказуемое)
1. [Синцову] было стран_о что этот совсем молодой бойкий x_зяйствен_ый парнишка только вчера в/первые дрался с немцами а сейчас уже говорит об этом как о чем/то привычном.
2.Везде было так мелко что видно дно с подводными травами но оно как/то не/мешало той бе(с,з)дон_ой глубине в которую уходило отражен_oe небо с облаками.
З. Свет был так силен что в caмом oтдален_ом месте я различал с точностью черты людей можно сказать чтo oт света было жарко глазам.
4. Нельзя кое/как на/спех изл_гать сложные явления особен_о если они еще имеют произойти: вы вносите путан_ицу в самый процес_ развития замысла.
5. В половине пятого я взял трубку телефона; мне было не/весело меж тем я должен был говорить с веселым оживлением затейника.
6. Мы не/терзаем не/казним – не/нужно крови нам и стонов но жить с убийцей не/хотим.
7. Уж стол накрыт; давно пора х_зяйка ждет не/терпеливо.
8. Не/привыкнув решительно ни/к/какого рода делам, [Негров] не/мог сообразить что надобно делать/ занимался мелочами и был доволен было и светло покой л_жал на всем во/круг и на травах и на деревьях копилась роса тяжелая летняя роса
была хорошая погода и рядом с моим домом, на окраине города был лес.решила я пойти в лес за грибами.
и тут я вижу такую прекрасную картину. поляна. много деревьев и кустарников. солнечный свет пробивается через каждый листик, все цвету подняты к верху.я собираю грибы , которых на удивление было много. но тут я вижу, что за дерево кто-то есть. началось всё самое интересное. я бегу к ближайшей реке, и он стремится за мной. мой крик слышан в соседних сёлах.этот человек бежит за мной. а я то думая, что это маньяк бегу ещё быстрее.передо мной обрыв , а внизу вода.я не хочу останавливатся , но мне приходится и я в воду, бросая корзинку с грибами, и этот маньяк бежит за мной. я вылезаю из воды и бегу домой. потом вижу этого человека на следующий день, покусанного пчёлами.это оказался наш лесник.теперь понятно почему он так бежал.
собирательные числительные – это особый, замкнутый и непродуктивный разряд числительных: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.
собирательные числительные не имеют рода и числа. собирательные числительные двое, трое склоняются как полные прилагательные мягкой группы во множественном числе (двоих, двоим, двоими, двоих) ; прочие собирательные числительные - как прилагательные твёрдой группы (четверых, четверым, четверыми, четверых) .
ударение в косвенных падежах собирательных числительных всегда падает на окончание.
собирательные числительные сочетаются с ограниченным кругом существительных:
1) с одушевлёнными существительными мужского рода: пятеро спортсменов; шестеро человек;
2) числительные двое, трое, четверо употребляются с неодушевлёнными существительными, которые имеют только форму множественного числа: двое ворот, трое суток, четверо носков (четыре пары носков) ;
3) собирательные числительные сочетаются с существительными дети, люди, лицо (в значении «человек» ) : трое детей, двое людей, пятеро посторонних лиц;
4) при личных местоимениях мы, вы, они: их было четверо, пригласили нас четверых, но в косвенных падежах более употребительны сочетания с количественными числительными: с ними четырьмя, у них четырех.
в официальной речи предпочтительны количественные числительные: требуются на работу четыре инженера (а не четверо инженеров) .
собирательные числительные не сочетаются:
1) с именами существительными женского рода, а также названиями лиц женского пола и субстантивированными прилагательными женского рода: три страницы (а не «трое страниц» ) , четыре сестры (а не «четверо сестёр» ) , две запятые (а не «двое запятых» ) ;
2) с существительными мужского рода, являющимися названиями животных и птиц: три быка, три орла (а не «трое быков, орлов» ) .
собирательные числительные двое, трое, четверо в именительном и винительном падежах родительным падежом множественного числа существительных: четверо мальчиков, а в прочих падежах согласуются с существительными в падеже: трое детей, троими детьми.
собирательные числительные мало употребительны при существительных в косвенных падежах и заменяются косвенными падежами соответствующих количественных числительных: двое студентов и два студента, но чаще - двум студентам, а не двоим студентам. такая замена обычна и при существительных, употребляемых только во множественном числе: двое суток, в течение двух суток.
при изолированном употреблении, вне связи с существительными, собирательные числительные являются обозначениями лиц как мужского, так и женского пола: семеро одного не ждут.