Упражнение 2
Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед союзом И? Правильно расставьте знаки препинания.
Составьте схемы.
Образец: Листья пожелтели и …
1. Листья пожелтели и опали.
2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Воздух прохладен и …
2. Снег кружился в воздухе и …
3. В садах цвели яблони и ...
4. Солнце светило ярко и ….
3. Не каждому ныряльщику приятно встретить под водой рыбу-меч.
- Приложение - рыба-меч.
Так как это сложносочиненное существительное, мы используем дефис для объединения двух существительных.
4. Газета "Культура" напечатала интересную статью.
- Приложение - "Культура".
Здесь приложение является названием газеты и должно быть заключено в кавычки (""), чтобы выделить его.
5. Перед профессором лежала зачетная книжка студента второкурсника.
- Нет приложений в этом предложении, поэтому не нужно употреблять дефисы.
6. Футбольному клубу "Локомотив" не удалось продлить контракт с тренером Сёминым.
- Приложения - "Локомотив" и Сёминым.
Здесь приложение "Локомотив" является названием клуба и заключается в кавычки (""). Приложение "Сёминым" является фамилией тренера и не требует использования дефиса, так как его можно читать без разделительного знака.
В итоге, приложения, которые необходимо обозначить с дефиса, находятся в предложении №3 ("рыба-меч") и №6 ("Локомотив"). В предложении №4 необходимо поставить кавычки вокруг приложения ("Культура"). В предложении №5 приложений нет, поэтому нет необходимости использовать дефис или кавычки.
"Экскурсовод, толстый человек в очках, повёл группу, в которой оказалась Тома, по тенистой аллее Ботанического сада. Он... (дальше на фото)"
Для начала разберемся с выделенными словами:
- Экскурсовод: согласно толковому словарю, экскурсовод - это лицо, сопровождающее туристическую группу и рассказывающее о достопримечательностях.
- Толстый: этот прилагательное означает имеющий большой объем или жирный.
- Очках: это средство оптической коррекции, помогающее видеть лучше.
Тема текста не явно указана, но можно предположить, что она связана с экскурсией по Ботаническому саду. Основная мысль текста, вероятно, будет связана с действиями экскурсовода и обстановкой в саду.
Типом речи в данном тексте является повествование, так как описывается происходящие события.
Функциональный стиль речи можно определить как научно-популярный, так как текст описывает обстановку и дает информацию о месте экскурсии.
В тексте можно отметить следующие синтаксические особенности:
- Однокоренные слова: повел, группа.
- Начала предложений с существительных: экскурсовод, группа.
- Неполное предложение в конце текста.
Теперь перейдем к сжатому изложению текста:
Экскурсовод, выглядевший толстым и носящий очки, провел группу по аллее Ботанического сада. В ней оказалась Тома. (дальше на фото)
В данном сжатом изложении мы передали основные события и детали текста, упростив его форму.