Упражнение 2
Составьте максимум возможных словосочетаний (глагол + существительное, существительное + прилагательное) со словами:
Внимание, власть, выборы, дискуссия, значение, интерес, оппозиция, пари, тема, приговор, победа, решение, ущерб.
Упражнение 3
Уместно ли использованы иноязычные слова в данных предложениях? Проверьте их значения по «Словарю иностранных слов».
1. За инфернальные выражения футболист был оштрафован.
2. Эти замечательные люди видят во всех презумпцию добра, авансируют доверие и положительное отношение.
3. Первой леди кондитерской фабрики стала молодой технолог Надеж - да Сыромятникова.
4. В этот день мы смогли посмотреть и дефиле свадебных нарядов.
5. Давно зная Игоря, я с уверенностью могу сказать, что он живёт на максимуме человеческих возможностей.
6. Тридцать лет своей биографии она посвятила науке.
7. И с каждым днём всё сильнее ностальгия по прекрасному.
8. Магазины спорттоваров предлагают в большом ассортименте сувениры Олимпиады.
Упражнение 4
Найдите в предложениях ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Предложите варианты исправления.
1. В этом разговоре он допустил сильную ошибку.
2. Уставший и замёрзший Володя стал искать дорогу домой, но ещё долго гулял по незнакомому лесу.
3. В отчёте приводятся статистические данные, свидетельствующие о падении количества нераскрытых преступлений.
4. В Калининграде отмечено подорожание цен на молочные продукты.
5. Зал Филармонии едва смог вместить необъятное количество гостей.
6. По сообщениям полиции, грабитель ворвался в магазин с ножом наперевес.
7. Во пойдет о том, как увеличить количество мест в детских садах.
8. Сеть салонов красоты «Семь звёзд» дружит с препаратами немецкой фирмы «Шварцкопф».
Упражнение 5
Составьте словосочетания, выбирая слова из первой и второй группы с учетом их лексической сочетаемости.
а)Караван, отара, табун, косяк, рой, группа, толпа, стая, клин, стадо.
б)Демонстрантов, коров, рыбы, журавлей, овец, пчёл, верблюдов, лошадей, экскурсантов, волков.
Упражнение 6
Используя словарные материалы, определите значение слова «низкий», «короткий» в следующих словосочетаниях.
Низкий поклон, низкий стол, низкий слог, низкая температура, низкий лоб, низкий человек, низкие удары колокола, низкие цены, шёлк низкого качества, низкая клевета, низкое происхождение, низкая нота.
Коротким ударом сбить с ног, бег на короткие дистанции, короткое вступительное слово, коротко знаком со многими известными людьми, короткий обморок, короткий рассказ, короткая стрижка, жизнь коротка, короткие каникулы.
Для справки
Низкий - 1) малый по высоте, росту; небольшого размера от низа до верха; 2) расположенный или происходящий на небольшой высоте от земли, от поверхности чего-либо; 3) не достигающий нормы, среднего или обычного уровня; небольшой, незначительный (по количеству, силе, степени и т.п.); 4) неудовлетворительный по качеству; плохой; 5) бесчестный, подлый; безнравственный; 6) (обычно с сущ. мн.) лишённый духовности, возвышенного
содержания; мелкий, обыденный; 7) (устар.) не принадлежащий к привилегированному слою населения, неродовитый. 8) (устар.) не возвышенный; обиходный о языке, стиле и т.п.); 9) характеризующийся небольшим числом колебаний; густой (о звуке, голосе).
Короткий - 1) небольшой, малый по длине; 2) непродолжительный, малый по времени; 3) (разг.) Низкий, невысокий, небольшого роста; 4) краткий, немногословный; 5) быстрый, решительный; 6) близкий, дружественный, приятельский.
Упражнение 7
Объясните значение омонимов, употребив слова в минимальном контексте (составьте с ними словосочетания или предложения).
Образец: Колоть противника копьём. Колоть дрова.
Брак, хром, кулак, мина, заставить, три, слог, пост, мол, шашка, печь, подножка, разряд, такт.
Упражнение 8
Объясните разницу в значении синонимов:
1) равнодушный - безразличный - безучастный - бесстрастный - индифферентный;
2) фальшивый - искусственный;
3) недочеты-неполадки - недостатки - дефекты;
4) спор - дискуссия - обсуждение - прения;
5) важный - значительный - первенствующий - знаменательный - великий - капитальный - крупный - высокий - сановный - серьезный;
6) вакантный - незамещенный - незанятый - свободный;
7) малый - неважный - ничтожный - мизерный;
8) безграничный - безмерный - необъятный - безбрежный - всеобъемлющий;
9) книга - сочинение - диссертация - сборник - труд - фолиант;
10) мечта - греза - видение - иллюзия - бредни - утопия - фантазия
11) ум - разум - рассудок - смысл - догадливость - догадка - сметка.
бросилв костёргнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутрионогустонаселено муравьями.
1) повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное с подчинительной связью, состоит из 2-х частей (сложноподчинённое с придаточным изъяснительным)
как подчёркивать: я(мест)одной чертой,бросил(глагол)двумя чертами,в костёр(точка тире-точка тире),брёвнышко(тире-тире-тире),недосмотрел(двумя чертами),изнутри(точка тире,точка тире),она(одна черта),густо(точка тире),населено(двумя чертами),муравьями(тире тире тире)
я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел(главное предложение,двусоставное,распространённое,полное,осложнено однородными сказуемыми)
что изнутри оно густо населено муравьями(придаточное изъяснительное, средство синтаксической связи - союз что,двусоставное,распространённое,полное,неосложнённое)
второе предложение:
язацепилбрёвнышко и откатилегона край.
1) повествовательное,
2) невосклицательное,
3) простое,
4) двусоставное,
5) распространённое,
6) полное,
7) осложнено однородными сказуемыми.
как подчёркивать: я(одна черта),зацепил(две черты),брёвнышко(тире тире тире),откатил(две черты),его(тире тире) на край(точка тире точка тире)
так нормально? разберешся?
( подчеркивается одной чертой )
Посмотрел - сказуемое, выраженное глаголом
( подчеркивается двумя линиями )
На небо - обстоятельство, выраженное существительным ( подчеркивается точка тире )
Которому - определение, выраженное местоимением ( подчеркивается волнистой линией )
Плыло - сказуемое, выраженное глаголом
( подчеркивается двумя линиями )
Большое - определение, выраженное прилагательным ( подчеркивается волнистой линией )
Облако - дополнение, выраженное существительным
( подчеркивается пунктиром )