Упражнение 2.
Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.
1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.).
3) «Позвольте юноша трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами».
4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и по больше не повторяться.
Упражнение 3.
Замените прямую речь косвенной речью.
1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями». 3) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки. 4) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», — утверждали местные жители. 5) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».
2УПР
1)А:,,П"
2),,П"-А
3),,П...-А,-П"
4),,П!,-А,-П?"
5),,П,-А,-П"
6)А:,,П!"-А
3УПР
2) Учитель предупреждал о том ,что нужно приходишь заранее ,потому что лекционный зал будет переполнен слушателями
3) посетители выставки отмечали то ,что в рисунках художника отражена вся история северного края
4) местные жители утверждали то ,что к месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам
5) Радиолокатор в рубке капитана показывал то ,что впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие