Упражнение 2.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -0, -ав наречиях.
1. Окна вагона часто были наглух... залеплены снегом (Гайд.). 2. На выходе из села открылись
направ... и налев... чудесные виды (Сол.). 3. Мать тотчас же отняла унах Гека, потому что
испугалась, как бы сгоряч... его не стукнули о деревянный потолок (Гайд.). 4. И справ..., и слев... низина
клубилась туманом (Наг.). 5. Такой привилегией он пользовался издавн..., вероятно, как больничный
старожил (Ч.). 6. У Кати для раздумья времени было досыт... (А. Т.). 7. Медведь взревел и замертв...
упал (Крыл.). 8. Я занов... переписал рассказ (Пауст.). 9. Изредк... с пустынной станции доносились
гудки единственного маневрового паровоза (Пауст.). 10. Шацкий сначал... дичился меня, потом
привык и начал разговаривать (Пауст.). П. Я с жаром предавался охоте и почти всегда возвращался
рано или по крайней мере засветл... (П.). 12. Он мычал и бил всех наотмaшь направ... и налев...
(Пауст.). 13. Лошадь все воротила вправ..., и потому Василий Андреевич все время сворачивал ее
влев... (Л. Т.). 14. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собой справ... налев... и обратн..., слев...
направ... (Пришв.). 15. Через два часа наступление возобновилось сызнов... (Ш.). 16. Обыкновенно свой
маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветл... можно
было поставить палатки и заготовить дрова на ночь (Арс.). 17. Я еду и от нечего делать читаю
вывески справ... налев... (Ч ОБЬЯСНИТЕ ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ✨
Так, в баснях «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука» И. А. Крылов высмеивает глупость, неумение делать свое дело, отсутствие знаний, согласия, без которых не может быть хорошего результата в общем деле.
К чему это приводит, хорошо показано в басне «Квартет». Звери в лесу затеяли сыграть квартет. Взялись за инструменты, «ударили в смычки, дерут, а толку нет». Причину плохой игры «музыканты» начинают искать в том, что они неправильно расселись. Они попробовали поменяться местами, но все без толку. Ведь дело не в том, кто где сидит, а в том, чтобы уметь играть. Профессионал-соловей говорит горе-музыкантам правду: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Но не менее важно иметь в общем деле согласие.
В басне «Лебедь, Рак и Щука» И. А. Крылов показывает, к какому печальному результату приводит отсутствие «согласия в товарищах». Воз, который собрались везти Лебедь, Рак и Щука, не сдвинулся с места из-за того, что каждый тянул в свою сторону.
В маленьких смешных историях баснописец нам показал, что для успешного решения любого дела мало общего желания собравшихся. Необходимы при этом мастерство и единомыслие.
не знаю совсем ли в тему кроссворд, но там ответы с орфограммами русского языка, уцепитесь за них ;)
II. Впишите в строчки отгадки –
и прочтете в столбике ключевое слово,
отгадку загадки:
Словно розочки, цветы –
просто чудо красоты!
Яркие, пахучие...
Ай-ай-ай! Колючие.
1. Сами крошки,
Боятся кошки,
Под полом живут,
Туда все несут.
2. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
3. Пять мальчиков,
пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
в темные чуланчики:
Каждый мальчик –
в свой чуланчик.
4. Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки – из палки,
В руках – мочалки.
5. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
6. Белые горошки
На зеленых ножках.
7. Под гору – коняшки,
В гору – деревяшки.
8. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
ответы:
1. Мыши.
2. Ежик.
3. Перчатка.
4. Чучело.
5. Свеча.
6. Ландыши.
7. Лыжи.
8. Щука.