Упражнение 2. Укажите случаи неправильного употребления заимствований. 1. Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор. 2. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила юриспруденции. 3. Золотая медаль была компенсацией за ее трудолюбие. 4. Дефилируйте мимо контролеров с безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания! 5. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина "Део".
Упражнение 3. Исправьте ошибки, вызванные смешением паронимов. 1. Ученый не обманулся в своих пророках, и его гипотеза подтвердилась. 2. Роспись следователя Петрова стоит на каждом закрытом деле. 3. В моей жизни это было самое памятливое событие. 4. После окончания процесса авторитарному судье предстоит огласить приговор. 5. Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан. 6. Обоснованием для решения о задержании гражданина К. явилось заявление потерпевшей Н. 7. Верховенство закона – общий и заглавный принцип правового государства. 8. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение.
Упражнение 4. Исправьте случаи нарушения лексической сочетаемости. 1. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание. 2. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 3. Он всегда был чем-то взволнован и потрепан. 4. Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики. 5. Как живо описывает Лермонтов больную Белу. 6. С его творчеством до нас дошли его мысли. 7. Вы ничего не делаете, а занимаетесь пустотой. 8. Изумительные случаи хулиганства неоднократно регистрировались сотрудниками милиции. 9. Ребята строят снеговика. 10. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.
Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" встает перед каждым из героев, но наиболее ярко писатель показал переживания главных персонажей Петра Гринёва и Маши Мироновой.
Петруша Гринёв- молодой дворянин, отправленный на службу в Белогорскую крепость, на протяжении всего повествования оказывается в ситуациях нравственного выбора.
Главным испытанием для героя стало принятие решения в осаждённом Оренбурге: подчиниться генералу и остаться в городе, как того требуют солдатский долг или послушать сердце и отправиться на Маше, просящий: "... заступитесь за меня бедую..." Гринёв решается уехать из Оренбурга, ведь для него честь- это доброта, человеколюбие и великодушие. Герой возлюбленную и, благодаря своей честности, искренности, и открытости в конце и остаётся счастлив.
Маша Миронова- дочь капитана Белогорской крепости. Красивая, робкая, чуткая и нежная девушка. После казни родителей она оказывается перед тяжёлым нравственным выбором: поддаться и выйти замуж за пленившего ее Швабрина или оставаться верной любимому и надеяться на Маша не сомневается ,потому что для неё- брак по расчёту это что-то непозволительное, даже при тяжелых обстоятельствах, вынуждающих к принятию столь сложных решений. Девушка проявляет свои волевые качества и поступает по чести , поэтому в конце она счастливо выходит замуж за дорогому сердцу человека.
Таким образом, А. С. Пушкин учит, что оказавшись перед нравственным выбором, нужно поступать по совести, сохраняя честь и проявляя великодушие.
Толковые словари считаются одними из самых важных среди всех других словарей. Наличие толкового словаря на каком-либо языке свидетельствует о степени развитости книжного дела и потому выступает как один из признаков цивилизованности общества. Толковые словари созданы на многих языках.Главное назначение толкового словаря - объяснить значения слов. Дело в том, что слово любого языка обладает большим количеством значений, чем знает и помнит носитель языка.Как вы думаете, почему художественное произведение производит на нас столь сильное впечатление по сравнению с обычной речью?В сборниках по стилистике и анализу художественного текста, которые используются в работе, например, со студентами лингвистических и литературных институтов, приводятся начальные варианты текстов и отрывки из произведений великих писателей с мировым именем. Вчитываясь в эти отрывки из книг Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова и других мастеров художественного слова, замечаешь, различия в смысле между черновым вариантом и окончательным. В произведении имеет место приращение смысла, то есть слова приобретают дополнительный смысл.Словарь всегда полнее реализовать семантические и стилистические возможности слова. Писатель читая словарь, обогащает свою речь и, соответственно, обогащается язык его произведений.В повседневном общении носители языка должны стремиться так употреблять слова, чтобы их значения как можно точнее передавали мысль. Именно поэтому нужно чаще обращаться к толковым словарям.Как словарь толкует значение слова, можно показать на примере кроссвордов. ответами на задание кроссворда бывают имена собственные и нарицательные, формулировка задания к имени нарицательному и есть толкование значения, правда, в предельно кратком виде. Составители кроссвордов пользуются толковыми словарями. Попробуйте решать кроссворды в обратном порядке, то есть составлять их. Такие упражнения вам выработать полезный навык давать определения значений и выражаемых ими понятий.Некоторые слова или их значения снабжаются в толковом словаре пометами, которые охарактеризовать сферу употребления слов. Если пометы нет, то слово может употребляться в любых речевых условиях. Число помет в разных словарях колеблется от 5-6 до 20 и более. В предисловии к толковому словарю даётся список помет.Определяется также область применения слова: математика, биология, музыка и так далее. Некоторые писатели решительно возражали против помет, так как видели в этом своего рода "запретительство". Лексикографы с такой позицией не согласны и заявляют, что они не запрещают употребление каких бы то ни было единиц, а лишь регистрируют сферу их функционирования. Реально же в художественных произведениях представлен весь словарный состав народного языка: общеупотребительная, диалектная и научная лексика, устаревшие слова и неологизмы. Говорящему, который стремится к правильности речи, пометы в толковых словарях необходимы.