Упражнение 207. Спишите. Тропа - тропы.
Снег - под снегом.
Флаг - флаги.
Огонь - в огне.
Поле - за полем.
Тропа - тропка.
Снег - Снежок.
Флаг — флажок.
Огонь - огонёк.
Поле - полюшко.
Сравните однокоренные слова. Укажите, где происходит слово-
изменение, а где - словообразование.
Архитектурным украшением города являются каменные здания в стилерусского классицизма первой четверти XIX века: дом купца Менькова (ныне картинная галерея), гостиный двор (ныне гостиница «Цемент»), Земская управа, Архиерейский дом, купеческие особняки Мясникова (ныне краеведческий музей) и Брюханова (жилой дом).
К памятникам архитектуры также можно отнести сохранившиеся старые постройки и жилые дома на территории предприятий конца XIX — начала XX веков. Эти образцы архитектуры носят чертыпромышленного модерна. К ним относятся действующие в настоящее время мельница Меркульева, пивоваренный завод «Вормс», железнодорожный вокзал настанции Привольская (1895 год).
Дом купца В.М. Мясникова, вероятно, построен около 1810 года — на этом месте он обозначен уже на плане 1826 года как «общественный каменный». В 1840 году по заказу купца Мясникова губернский архитектор Г. В. Петров спроектировал будто бы новое здание на этом месте, но на деле встроил в него прежнее. Обновлённое здание предназначалось для продажи городу — для размещения служб городского магистрата. Позднее здесь помещалась мещанская (городская) управа. Здание является ценным памятником архитектуры, так как представляет собой довольно редкий тип классической постройки с угловой ротондой и симметричными уличными фасадами.[7]
Гораздо более раннюю датировку имеют два особняка на площади Свободы (бывшая Троицкая площадь). Один из них, дом Матвеева — Сидорова (он же дом Брюханова). Он указан на планах 1800 и 1826 годов как каменное строение. По всей вероятности, дом перестраивался в первой половине XIX века, поскольку он был пожертвован владельцем под приют и пансион для девочек. С 2013 по 2015 был снова перестроен. С 19 сентября 2015 года там находится гостиница "Россия". Напротив этого особняка расположен дом городского головы Струкова — Мельникова, в котором многие годы размещалась почта. План дома квадратный, уличный фасад обладает очень эффектнымпортиком (поднятым на высокий арочный пьедестал), объединяющим главный этаж с мезонином. Здание в ряде публикаций приписывается А. А. Белоусову, в середине XIX века служившему губернским архитектором.[7]
На пересечении улиц Малыковской и Чернышевского находится ещё один дом с ротондой, так называемый дом Шведова. Он указан на всех планах города, начиная с 1800 года, как каменный. Возможно, здание было перестроено Г. В. Петровым в 1830 году. Среди других Вольских достопримечательностей — Архиерейский дом на улице Первомайской (Амурской), с домовой церковью при нём (этот храм был единственным, уцелевшим после погрома 1929—1931 годов). В городском парке, у ворот, находится ещё одна постройка начала XIX века в классическом стиле — домСапожникова. А. П. Сапожников, богатейший купец, в 1831 году внёс на строительство Покровского собора огромную сумму — около 80 тысяч рублей. Дом Сапожникова был вместе с садом продан владельцем городу, в нём размещался ресторан с музыкальным павильоном.[7]
Антоний Погорельский написал рассказ «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника. По жанру произведение напоминает сказку с романтическими нотками. В произведении можно наблюдать такой прием как двоемирие. Первый мир – это реальность, здесь Алеша проходит свое обучение. Второй мир – это волшебное подземное царство. Эти миры взаимодействуют друг с другом. Чернушка в реальном мире является обыкновенной курицей, в волшебном измерении она представляется нам в образе заслуженного министра. В произведении главный герой должен преодолеть массу испытаний. На его пути встретятся различные волшебные персонажи и предметы.
Главным действующим персонажем произведения является мальчишка по имени Алеша. Он живет в городе Санкт-Петербурге. Обучается он в том же городе в пансионате. С самого начала мальчика можно охарактеризовать как любознательного и умного парня. Ему нравится учиться и познавать новое. У него много друзей. Алеша с нетерпением ждет выходных, чтобы получить весточку от родителей. Мальчик по своей натуре очень добрый. Он постоянно кормит куриц во дворе, а когда узнает, что Чернушку хотят зарезать начинает защищать ее. Алеша ради курицы отдал кухарке золотой империал.
За такой поступок Чернушка решила отблагодарить мальчика. Она поведала Алеше про подземное царство. Она думала, что там он не будет чувствовать себя одиноко. С этого момента жизнь парня изменилась в лучшую сторону и стала интереснее. В волшебном мире Алеша встретился с рыцарями, успел пообщаться с королем. В новой реальности все другое и необычное. Мальчику нравится сад том много необыкновенных деревьев и цветов. Здесь много диких зверей прикованных цепями. Чернушка рассказала ему все о подземном царстве.
Там ему преподнесли подарок – это конопляное семечко. Благодаря ему он смог отвечать на любой вопрос учителя доже, если не готов. С этого момента он стал получать хорошие оценки просто так.
Вскоре мальчик зазнался и стал вести себя высокомерно по отношению к своим товарищам. В конце у мальчика не осталось друзей. Погорельский таким поведением мальчика хотел показать читателю, что в любом человеке борется добро и зло, но чаще всего побеждает плохая сторона. Мальчик, получив конопляное семечко из доброго и отзывчивого превратился в эгоиста. Произведение показывает читателям, что нужно трудиться, учиться и развиваться. Легкая слава приводит к разрушению личности.
Анализ 3
Воспитательное значение
Произведение твердит нам о главном: все мы честны и благородны в наших сердцах, но к добру себя нужно приучать. Быть честным, ответственным, заслужить признание и любовь окружающих - все это требует усилий. В противном случае несчастье может угрожать даже тому, к кому мы привязаны, и кто дорог нам. Истинное чудо может возможно лишь один раз, и нужно быть готовым и достойным к нему. Нужно учить себя скромности, трудолюбию, честности, уважению к людям, доброте. Нужно жестче обращаться с самим собой. Достигать своих целей нужно самому.
Нужно жить без лжи, быть смиренным, прислушиваться к другим людям. Нельзя превозносить себя так, будто ты лучше, быть эгоистом. Нужно прислушиваться к совести.
Черты стиля
Своеобразное мышление мальчика, героя рассказа, видевшего многие события произведения автору выбрать изобразительные инструменты. Поэтому читателям интересно наблюдать за историей в «Черной курице».
Автор, профессиональный в выдуманных историях, также не оставил без внимания детальную реконструкцию настоящей жизни. Словно полон деталей, словно с реальности, набросал картину прекрасного Петербурга, если быть точным, одной из его древнейших улиц - Первой линии Васильевского острова с ее тротуарами, сделанными из дерева, маленькими домами, покрытыми голландской плиткой, и свободными внутренними дворами, окруженными барочными досками. Погорельский внимательно и детально описал наряд Алеши, украшение стола, мудреную прическу жены учителя, выполненную в популярном на тот момент стиле, и многие другие предметы петербургской жизни XVIII века.
В бытовых событиях истории проскальзывает легкая насмешливая улыбка писателя. Так создаются эпизоды, воспроизводящие веселую суматоху в квартире преподавателя до того, как приехал директор. «Черная курица» легка и понятна людям сегодняшнего мира. Практически нет архаичной лексики, устарелых поворотов разговора. И наравне с этим история построена на разнообразии в стилях. Это эпическая неторопливая экспозиция, эмоциональный рассказ о Чернушки, о замечательных инцидентах, происходивших с подземными жителями. Зачастую писатель обращается к обычной, реалистичной и живой беседой между героями рассказа.
Источник: Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители