Упражнение 291. Cпишите, вставляя, где надо, пропущенные
вы и раскрывая скобки. Укажите значение каждой
отрицательной частицы.
Брат читался едва ли (не)луч..
кавалерия
м К.В..леристом (Л. Толстой). я (не)оставлю вас,
Пока (не)дадите ответа. (А. Пушкин). Я земной шар
уть! (не)весь обош..л, и ж..Знь х..р..ша, и жить х..р..шо
(В. Маяковский). Друг был (не) один, ст..варищем. (Не)куст, ас
листочками, (не)рубашка, а сш..та, (не)..ловек, а ра...сказывает
(Загадка). Мы (не)мож..м (не)радоват..ся вашему успеху.
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРЕДЛОГОВI. Часть речи. Общее грамматическое значение (в каком словосочетании употреблён, с каким падежом).
II. Морфологические признаки.
1. Разряд по составу (простой, сложный, составной).
2. Разряд по происхождению (непроизводный и производный).
3. Смысловые отношения (пространственные, временные, объектные, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнительные, количественные).
III. Не является членом предложения, но входит в их состав.
Предложения выбраны из повести Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Бегая вокруг3 неё, паук торопливо обрывал нитку за ниткой.
I. Вокруг (неё) - предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании бегая (где? вокруг кого?) вокруг неё (Р.п.), неизменяемая часть речи.
II. Морфологические признаки:
- простой,
- производный,
- отношения объектно-пространственные.
III. Не является членом предложения, но входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
Карик поднял глаза к небу, но вместо3 неба он увидел покатые своды пещеры.
I. Вместо (неба) - предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании увидел (вместо чего?) вместо неба (Р.п.), неизменяемая часть речи.
II. Морфологические признаки:
- простой,
- производный,
- отношения объектные.
III. Не является членом предложения, но входит в состав косвенного дополнения.
Навстречу3 свирепым муравьям выбежали хозяева муравейника.
I. Навстречу (муравьям) - предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании выбежали (куда? навстречу кому?) навстречу муравьям (Д.п.), неизменяемая часть речи.
II. Морфологические признаки:
- простой,
- производный,
- отношения пространственные.
III. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства места.
Ребята свесили головы, но Валя не видела ничего, кроме3 пауков.
I. Кроме (пауков) - предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании ничего (кроме кого?) кроме пауков (Р.п.), неизменяемая часть речи.
II. Морфологические признаки:
- простой,
- непроизводный,
- отношения объектные.
III. Не является членом предложения, но входит в состав обособленного дополнения.
После3 недолгих поисков Карик набрёл на огромную, как стог сена, коричневую глыбу.
I. После (поисков) - предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании набрёл (когда? после чего?) после поисков (Р.п.), неизменяемая часть речи.
II. Морфологические признаки:
- простой,
- производный,
- отношения временные.
III. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства времени.
Перед3 рассветом Иван Гермогенович проснулся от страшного холода.
I. Перед (рассветом) - предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании проснулся (когда? перед чем?) перед рассветом (Т.п.), неизменяемая часть речи.
II. Морфологические признаки:
- простой,
- непроизводный,
- отношения временные.
III. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства времени.
Фыркая и отплёвываясь, ребята вынырнули из-под3 воды.
I. Из-под (воды) - предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании вынырнули (откуда? из-под чего?) из-под воды (Р.п.), неизменяемая часть речи.
II. Морфологические признаки:
- сложный,
- непроизводный,
- отношения пространственные.
III. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства места.
В случае3 опасности профессор мог теперь уже не только защищаться, но и сам нападать на тех, кто вздумал бы сожрать его.
I. В случае (опасности) - предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании не защищаться (почему? в случае чего?) в случае опасности (Р.п.), неизменяемая часть речи.
II. Морфологические признаки:
- составной,
- производный,
- отношения причинные.
III. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства причины.
Люстра мчалась вместе с3 потолком вверх.
I. Вместе с (потолком) - предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании мчалась (как? вместе с чем?) вместе с потолком (Т.п.), неизменяемая часть речи.
II. Морфологические признаки:
- составной,
- производный,
- отношения объектные.
III. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства образа действия.
А ведь любая рыбёшка по сравнению с3 нами — целый кит.
I. По сравнению с (нами) - предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании рыбёшка (какая? по сравнению с кем?) по сравнению с нами (Т.п.), неизменяемая часть речи.
II. Морфологические признаки:
- составной,
- производный,
- отношения сравнительные.
III. Не является членом предложения, но входит в состав несогласованного определения.
Объяснение:
Тема стихотворения заключается в том,что маленький мальчик,которому четыре года рассказывает про то,как он живёт и дружит со своим старшим братом.Он его называет своим другом и приятелем,это звучит как небольшая загадка,потому что в стихотворении только описывается то,как они живут вместе.Так что можно извлечь то,что всё-таки они являются братьями.Основная мысль стихотворения в том,что нечасто встретишь детей в семье,которые по-настоящему умеют дружить,тем более с такой разницей в возрасте.Стоит учесть тот факт,что в последнем четверостишье и раскрывается основная мысль,что они два брата,которые дружат и любят друг друга