Упражнение 3. Прочитайте примеры. Укажите прямое и переносное значение выделенных слов.
1. В нашем классе появилось новое лицо. У него красивое загоре-
лое лицо.
2. Испортились часы. С того момента долгие часы.
3. Наша улица зеленая и красивая. Праздновала вся улица.
4. Смелый человек. Смелое решение.
5. Зеленые деревья. Осенью облетают деревья.
6. Идти прямо. Говорить прямо.
7. Нести чемодан. Нести ответственность.
Подумайте, почему у слов возникают разные значения?
Школьные годы, как говорят многие,- лучшие годы жизни. Так любит говорить и моя мама и с наслаждением вспоминает, как она ходила в школу с портфелем через мост (ее школа находилась на другом берегу реки), как вместе с одноклассниками училась и отдыхала. Мы иногда заглядываем с ней в старую папку, в которой хранятся тетради, дневники, фотографии и другой школьный «антиквариат». Очень часто она вспоминает, как ее принимали сначала в октябрята, а позже – в комсомол. В то время это было очень ответственно и почетно. Для того чтобы стать октябренком, нужно было это заслужить: хорошей учебой, примерным поведением, «активным участием в общественной жизни школы» (за это ей почти каждый год вручали грамоты). Мне кажется, что лет через тридцать-сорок я так же, как сейчас моя мама, буду сидеть с моими детьми, вспоминать школу, рассказывать о компьютерах и шариковых ручках, а они будут в душе посмеиваться: «Как же вы могли учиться в таком допотопном мире?» А мне нравится сейчас ходить в школу, и я уже потихоньку собираю свою папку с тетрадками, дневниками, грамотами и фотографиями .
Язык - это мышление. Учить язык - расширять границы своего сознания.
С языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира. Русский язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощной национальной литературы.
Связь истории и культуры народа с языком особенно ярко проявляется на фразеологическом уровне. Большое число пословиц, поговорок отражают национальные черты, обладают той языковой образностью, которая корнями уходит в историю народа, его быт, обычаи, традиции.
Иные цели родного языка - это постижение культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейших ценностных ориентации - осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно-нравственного мира.
В условиях нашего многонационального государства - это так же познание культуры русского народа в ее встрече с иными культурами, осознание многообразия духовного и материального мира, признание и понимание ценностей культуры другого народа, умение жить и общаться в многонациональной стране.
Изучение родного языка часто ассоциируется только с тоскливыми школьными уроками. А ведь мы его учим всю жизнь! Вот только разговаривая каждый день, мы забываем о радости познания языка. А речь некоторых вообще деградирует, опускаясь до примитивного сленга.
Углубляясь в тайну языка, мы усваиваем золотые сокровища народной истории и воспитываем в себе творческую личность. Какая радость ждет каждого, кто понял глубину слова, сердцем и умом осознал необходимость его постоянного изучения, познал счастье духовности. В самом деле, счастлив тот, кто познал в реальности чары родного слова, воспитал в себе жажду познания и сохраняет ее на протяжении целой жизни.