Упражнение 33. Правильно произнесите данные слова и формы слов: (а) с твёрдым согласным перед [э]; (б) с мягким со- гласным перед [э]; с долгими согласными [ж] и [ш]. а) Антитеза, атеист, ателье, дельта, диспансер, интер- Вью, интернационал, кашне, метрополитен, модель, му лине, отель, Пантеон, партер, протез, пюре, реквием, свитер, синтез, тезис, тембр, темп, теннис, тент, термос, туннель, шоссе, энергия, эстетический. б) Академия, аккордеон, девиз, декламатор, декора- ция, дельфин, дрейф, компресс, крейсер, лидер, музей, неологизм, Одеколон, паштет, Пионер, пресса, пудель, рельс, текст, шинель. в) Перепишите слава протест,
Самый яркий пример: дети в наше время имеют очень много свобод, их трудовая деятельность начинается относительно поздно (с шестнадцати лет) . Однако всего несколько веков назад дети начинали работать с шести лет. Такое практиковалось в основном в крестьянских семьях, где любой, даже самый малый труд мог быть полезен. Сначала детям поручали собирать ягоды, которые потом можно было высушить или продать, затем ходить за скотом, позднее отправляли в поле. Не было у крестьян в семье бесполезных людей. Напротив, безделье жестоко каралось, ибо выживать было и так трудно, а нахлебники никому задаром были не нужны.
А если вспомнить истории о спартанском воспитании? Мальчиков с детства приучали к тяжелому труду и жестоким тренировкам. Бездельники не имели права на жизнь.
Если говорить о нашем времени, то здесь все не так просто: существовать без труда сложно, но возможно. Теперь каждый должен задуматься для себя: ведь если совершать в день хотя бы мизерные усилия, то что-нибудь из этого да выйдет, пускай и не очень быстро. Это намного лучше, чем бездельничать, и не сделать абсолютно ничего. Как говорится, вода камень точит. Так и маленький труд вылиться в нечто большее.