Упражнение 4. Прочитайте тексты и укажите, в каких
речевых ситуациях могут быть использованы
эти высказывания. Затем сравните
содержание высказываний. В каком из них
мы находим точные сведения о Тимуре?
Каковы задачи речи в том и другом случае?
(Вспомните, Жене действительно нужны
сведения об исторической личности или ей
не терпится поделиться впечатлениями о
встрече с незнакомым мальчиком?)
Сравните высказывания по языку: найдите в
одном из них непринужденные (разговорные)
слова и обороты, а в другом - официальные
(книжные).
a) Женя и опять спросила:
- Оля, а кто такой Тимур?
-
- Это один царь такой, - намыливая себе
лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой,
хромой, из средней истории. (А. Гайдар. )
б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336-1405,
среднеазиатский полководец и завоеватель.
Предпринял ряд походов в Среднюю Азию,
на Ближний Восток, в Индию. Завоевания
Тимура сопровождались массовым
истреблением покоренного населения и
беспощадным разорением целых стран.
(Энциклопедический словарь. )
Удивительны и нежны первые цветы. Они вылазят прямо из-под снега. А едва сойдет снег, вся земля быстро покрывается свежей травкой. Она такая красивая, яркая, что ее сравнивают с драгоценным камнем, называют изумрудной. А спустя еще неделю на деревьях начинают набухать и лопаться почки. Внимательный человек, проходя мимо одного и того же куста или дерева, ежедневно отмечает, как увеличиваются и раскрываются пробивающиеся листики. Многие деревья начинают цвести еще до того, как выпустили листочки, например, верба. Пушистые серые комочки на вербе напоминают маленьких зайчиков, которые притаились в ожидании тепла.