Упражнение 4. Прочитайте тексты и укажите, в каких
речевых ситуациях могут быть использованы
эти высказывания. Затем сравните
содержание высказываний. В каком из них
мы находим точные сведения о Тимуре?
Каковы задачи речи в том и другом случае?
(Вспомните, Жене действительно нужны
сведения об исторической личности или ей
не терпится поделиться впечатлениями о
встрече с незнакомым мальчиком?)
Сравните высказывания по языку: найдите в
одном из них непринужденные (разговорные)
слова и обороты, а в другом - официальные
(книжные).
a) Женя и опять спросила:
- Оля, а кто такой Тимур?
-
- Это один царь такой, - намыливая себе
лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой,
хромой, из средней истории. (А. Гайдар. )
б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336-1405,
среднеазиатский полководец и завоеватель.
Предпринял ряд походов в Среднюю Азию,
на Ближний Восток, в Индию. Завоевания
Тимура сопровождались массовым
истреблением покоренного населения и
беспощадным разорением целых стран.
(Энциклопедический словарь. )
Я обращаюсь к нашей молодежи. Вы, воплощение всех наших надежд на будущее. Всё что делается нами сегодня — делается для вас. Большинству из вас столько же лет, сколько и нашему независимому Казахстану. А к 2050 году вы уже зрелые граждане, принявшие участие в исполнении этой программы. Дальнейший путь страны определять вам. Вы воспитаны в условиях независимости — того чего не было у нас. Ваше независимое мышление-это фактор который поведет страну к новым целям, кажущимся нам сегодня далекими и недосягаемыми. (Н. А. Назарбаев)
1. ОН призывает к достижениям новых задач и выполнении их. Он вкладывает надежду на новое поколения своим письмом.
2. воплощение всех наших надежд, зрелые граждане, независимое мышление.