УПРАЖНЕНИЕ 4
Задание.
1. Прочитайте текст.
2. Найдите в тексте предложения с обобщающими словами при однородных членах.
3. Выпишите только эти предложения в тетрадь, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
4. Постройте схемы записанных предложений (смотри образец на с.143).
Что может быть зам…чательнее и интересн...е подземных пещер? Постепенно привыкаеш... к свету дрожащ...й свечи. Ходы тяну...ся ветвя...ся неожиданно ра...ширяю...ся в целые залы круто спускаю...ся куда-то вниз и вдруг обрываю...ся пропастями. Ни верёвки ни крючки ни верёвочные лестницы н...что не добра...ся до н...ведомых глубин, чтобы изучить до конца подземный лабиринт. В гулкой пустоте пещер слыш...тся разные звуки и шелест летучих мышей и тихий мерный шум падающих капель и глухие раскаты камней обрывающихся под ногами. Долго-долго кат...тся они пока где-то д...леко н... послыш..тся всплеск воды. Стараеш…ся уг…дать что там за водоем озеро или подземная река. Но что особенно зам…чательно в пещерах – это их пышное убранство камен(нн)ые кружева из бел…снежных узоров высокие стройные как м…л…дой лес, к…лон(нн)ы, длин(нн)ые свеш…вающиеся сверху с…сульки, г…рлянды, зан…веси. Иногда стенки пещер покрываю...ся отл…жениями белых жёлтых красных минералов. Странные формы этих отложений напоминают то фигуры каких-то великанов то кости гиган...ских ящеров.
13. На месте таких цифр нужны запятые:
в) 1, 3, 4, 5
Каштанка не понимала,(1) отчего это у него такая тоска и отчего все так беспокоятся,(3) и,(4) стараясь понять,(5) она следила за каждым движением хозяина.
14. Объяснение запятой или её отсутствия перед КАК:
1) Его знали как опытного ихтиолога. (как = в качестве)
2) Небо в январе, как звёздный шатёр. (сравнительный оборот с союзом как)
15. Вид подчинительной связи в словосочетаниях:
начинающийся процесс – согласование
одна строчка – согласование
наперекор стихии – управление
деревянный пол – согласование
идти напевая – примыкание
конспект по истории – управление
новая школа – согласование
галстук отца – управление
шёлковое платье – согласование
очень весёлый – примыкание
похожий на брата – управление
выше сестры – управление
житель города – управление
очень громко – примыкание
встретиться с друзьями – управление
что-то смешное – согласование
стучать молотком – управление
застрелить волка – управление
пятый экземпляр – согласование
построить мост – управление
уехать третьего июня – управление
махнуть рукой – управление
идти лесом – примыкание
работать всю ночь – примыкание
выйти из дома – управление
встать из-за стола – управление
упрятать подальше – примыкание
16. Тип подчинения в СПП:
Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район. (параллельное)
Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться. (параллельное)
Они [старики] говорили, что, когда закончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу. (последовательное)
17. В таком предложении есть обособленное уточняющее приложение
(обозначить //):
Д) Хозяин, /Иван Николаевич Булгаков/, был большой охотник до лошадей. (С. Т. Аксаков)
18. Предложения исправлены:
1. Он говорил о порядках, господствОВАВШИХ здесь до революции.
2. Задание, выполняЕМОЕ нами, не вызывает особых затруднений.
3. Писатель рассказал об изменениях в книге, которую он готовит к переизданию.
4. В ближайшее время будет показана новая постановка, создаННАЯ силами членов драматического кружка.
5. Регулярно выпускаЕМАЯ нами стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива.
6. Смельчаки, которые попытаются совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.
ИЛИ Смельчаки, попытавшиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.
16. Тип подчинения в СПП:
Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район. (параллельное)
Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться. (параллельное)
Они [старики] говорили, что, когда закончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу. (последовательное)
17. В таком предложении есть обособленное уточняющее приложение
(обозначить //):
Д) Хозяин, /Иван Николаевич Булгаков/, был большой охотник до лошадей. (С. Т. Аксаков)
18. Предложения исправлены:
1. Он говорил о порядках, господствОВАВШИХ здесь до революции.
2. Задание, выполняЕМОЕ нами, не вызывает особых затруднений.
3. Писатель рассказал об изменениях в книге, которую он готовит к переизданию.
4. В ближайшее время будет показана новая постановка, создаННАЯ силами членов драматического кружка.
5. Регулярно выпускаЕМАЯ нами стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива.
6. Смельчаки, которые попытаются совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.
ИЛИ Смельчаки, попытавшиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.