Упражнение 89. Подчеркните однородные члены, соединённые повторяющимися союзами, и расставьте нужные знаки препина-
ния. Перестраивая выделенные предложения, покажите все
возможные варианты соединения однородных членов друг с
другом.
1. Притихли и воздух и земля. 2. Но ученик не верил в себя.
Он не верил ни похвалам учителей ни зависти товарищей ни
наивным восторгам случайных посторонних людей. 3. Я мог тогда
быть перед тобой слабым и плохим и грустным. 4. Школа всё
время ходила в походы или в театр или собирала металлолом или
сочиняла капустники.
5. ОФильке Меньшикове всё ещё не было ни слуху ни духу.
6. Ясно, прикажут
что-то новое куда-то повернут или
перебросят или введут в бой на другом участке или выведут на
второй эшелон.
7. Её заучивали наизусть. Читали в гостиных и в казармах на
студенческих чердаках и в университетских аудиториях.
8. Вдруг ни с того ни с сего приснился ему недавний случай налугу.
9. Зимой, прямо из школы, даже не перекусив, Серёжка мчался к какому-нибудь другу артиллеристу сапёру или минёру или
лётчику.
1. Притихли и воздух__ и земля__ .
2. Но ученик не верил в себя. Он не верил ни похвалам_ _ _ учителей, ни зависти_ _ _ товарищей, ни наивным восторгам_ _ _ случайных посторонних людей.
3. Я мог тогда быть перед тобой слабым== , и плохим== , и грустным== .
4. Школа всё время ходила== в походы_._._ или в театр_._._ , или собирала== металлолом, или сочиняла== капустники.
5. О Фильке Меньшикове всё ещё не было ни слуху_ _ _ ни духу_ _ _ .
6. Ясно, прикажут== что-то новое, куда-то повернут== , или перебросят== , или введут== в бой на другом участке, или выведут== на другом участке, или выведут== на второй эшелон.
7. Её заучивали наизусть. Читали в гостиных_._._ и в казармах_._._ , на студенческих чердаках_._._ и в университетских аудиториях_._._ .
8. Вдруг ни с того_._._ ни с сего_._._ приснился ему недавний случай на лугу.
9. Зимой, прямо из школы, даже не перекусив, Серёжка мчался к какому-нибудь другу - артиллеристу~~, сапёру~~, или минёру~~, или лётчику~~.
Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и... и, да... да, ни... ни, или... или, ли... ли, то... то, не то... не то, либо... либо и др., ставится запятая.
При двух однородных членах с повторяющимися союзами *и* запятая обычно не ставится, если образуется смысловое единство.
Если число однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между всеми членами.
Если союз *и* соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами, а не внутри пар.
Внутри цельных выражений фразеологического характера, состоящих из двух слов-антонимов, которые связаны повторяющимися союзами *и* или *ни*, запятая не ставится.