Упражнение по теме БСП
Составьте предложения, соответствующие схемам.
ОБРАЗЕЦ: ж) [ — =, =, = ] — [ = — ].
Вова зубрил, писал, читал — не становились лучше его оценки. а) [ — = ], [ — = ]; [ — = ].
б) [ — = ] : [ — = ].
в) [ = — ] — [ — = ].
г) [ — = ]; [ = — ]!
д) [ — и — = ] : [ — =, =, = ].
ответ:
растянулся на просторе
и на сонных берегах,
окунувши морду в море,
косо смотрит аюдаг.
обогнуть его мне надо,
но холмов волнистый рой,
как разбросанное стадо,
всё толпится предо мной.
добрый конь мой, долго шёл ты,
терпеливо ношу нёс;
видишь там лилово-жёлтый,
солнцем тронутый утёс?
добрый конь мой, ободрися,
ускори ленивый бег,
там под сенью кипариса
ждёт нас ужин и ночлег!
вот уж час, как в ожиданье
конь удваивает шаг,
но на прежнем расстоянье
косо смотрит аюдаг.
тучи море затянули,
звёзды блещут в небесах,
но не знаю, обогну ли
я до утра аюдаг?
Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась ладонью (Л. Т.) и т.д.
Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и действия: Клубами чёрный дым несётся к облакам (Кр.); Кони, фыркая, вихрем летели... (Н.); Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н. Т.); - ...Ну, мертвая! - крикнул малюточка басом... (Н.) и др.