Упражнения 1. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложении с косвенной речью. Спишите полученные предложения, расставьте знаки препинания
1. «Мальчик! – услышал он вдруг возглас детского голоса.- Не знаешь ли, кто это тут сейчас играл?» 2. Звуки этого спокойного детского голоса приятно действовали на слух слепого; тем не менее он отвечал в прежнем тоне: «Я не люблю, когда ко мне приходят». 3. Но разговор уже начался, и девочка… опять спросила: «Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?» 4. «НУ, Ну, перестань же! – заговорила она… - Я давно не сержусь…» 5. «Но,- проговорила она тихо…- у всякого человека своя дорога в жизни» (В. Короленко).
2. Перепишите, расставляя знаки препинания. (Прямая речь выделена).
Войницын встает и твердым шагом приближается к столу. Прочтите билет говорят ему. Войницын подносит обеими руками билет к самому своему носу медленно читает и медленно опускает руки. Ну-с извольте отвечать лениво произносит профессор… Воцаряется гробовое молчание. Что же вы Войницын молчите? Однако же это странно замечает другой экзаменатор. Позвольте другой билет взять глухо произносит несчатный (И. Тургенев).
Маленький(определение) сундучок(подлежащее) стоял(сказуемое) на(обстоятельство) столе(обстоятельство).
Вечно (опред.) теплая(опред.) шапчонка (подлеж.) вся в пуху (определ.) на нем (определ.)
Клочок(подлеж.) земли(определение), соха (подлеж.) да борона(подлеж.) - такой была(сказуем.) родная(определ.) сторона(подлеж.).
Ребятишки (подлеж.) на бегу(обстоятельство) стаскивают (сказуем.) с себя(дополнение) рубашонки(дополнение) и кидаются(сказуем.) в воду(обстоятельство)
В течение(обстоятельство) нескольких (определение) секунд (обстоятельство) пустушок и Метелица (подлежащ) смотрели (сказуем.) прямо(обстоят.) в глаза друг друга(обстоят.)
Именное ( какое ?) словосочетание - именное;
Изучение ( чего?) синтаксиса - именное;
Расставлять ( что?) знаки - главное слово, от которого задается вопрос - глагол. Значит это глагольное сл/соч;
Придумать (что?) предложение - глагольное;
Составлять (что?) словосочетания - глагольное;
Зависимое ( какое ?) слово - именное;
Параграф ( чего?) учебника - именное ;
Выпишите ( что?) словосочетания - глагольное;
Вид ( чего?) словосочетания - именное
Смысловая ( какая?) связь - именное ;
Знаки ( какие? Чего?) препинания - именное.