В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности. Максимов Д. Е. писал, что смысл поэмы Лермонтова заключается в том, «чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели» . Образ Мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера. В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности. Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом:
Ты хочешь знать, что делал я на воле ? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней Выла 6 печальней и мрачней.. .
Мужество, отвага и необыкновенная жажда жизни Мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом. Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь:
Все действия и поступки Мцыри — это образец несгибаемости духа и силы характера. Он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле. Эпизод с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой, в очередной раз подтверждает цельность натуры юноши. Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома. Уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти. Мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно. В доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим взглядам и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы. В образе Мцыри, человека сильного и мужественного, можно легко угадать черты самого автора произведения М. Ю. Лермонтова. Основная черта, объединяющая творца и его героя, — это страстное желание быть свободным, не ограничивать себя рамками условностей и догм. Автор восстает против угнетения личности, вкладывает отважные слова в уста своего смелого героя, ставя тем самым извечный вопрос о правах личности.
Говорят, что когда-то давным-давно вода в море не была, как теперь, соленой. А соленой она стала потому, что муравей укусил Ангало. - А кто такой Ангало? - спросите вы. Так вот, Ангало был великаном. Когда он стоял в середине моря, вода плескалась у его колен. Когда же Ангало стоял на земле, горы тоже были ему лишь по колено. Как-то раз кончилась у людей соль. Они пришли к Ангало и сказали: - У нас кончилась соль. Мы хотим раздобыть ее за морем: ведь здесь соли нет нам, Ангало. - Нет ничего проще, - ответил великан. - Идите за мной. Ангало сел у моря и протянул ногу так, что пяткой уперся в противоположный берег. - Вот вам мост, - сказал он людям. - По моей ноге вы сможете перейти через море. Возьмите корзины и ступайте. Обрадовались люде, взяли корзины и по ноге великана перешли через море. Набрали соли и повернули назад. Снова шли они по ноге Ангало, и каждый нес полную корзину соли. Вот уже и середина моря. И тут великана укусил муравей! Вздрогнул Ангало от боли, а люди с корзинами попадали в море. Всех их Ангало. Но вода в море с тех пор стала соленой.
Максимов Д. Е. писал, что смысл поэмы Лермонтова заключается в том, «чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели» .
Образ Мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера.
В поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. Сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности.
Мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом:
Ты хочешь знать, что делал я на воле ?
Жил — и жизнь моя без этих трех
блаженных дней Выла 6 печальней и мрачней.. .
Мужество, отвага и необыкновенная жажда жизни Мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом. Герой сражается с барсом, не обращая внимания на физическую боль, не ведая страха за свою жизнь:
Я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы:
Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы.
Все действия и поступки Мцыри — это образец несгибаемости духа и силы характера. Он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле.
Эпизод с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой, в очередной раз подтверждает цельность натуры юноши. Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома.
Уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти. Мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно. В доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим взглядам и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы.
В образе Мцыри, человека сильного и мужественного, можно легко угадать черты самого автора произведения М. Ю. Лермонтова. Основная черта, объединяющая творца и его героя, — это страстное желание быть свободным, не ограничивать себя рамками условностей и догм. Автор восстает против угнетения личности, вкладывает отважные слова в уста своего смелого героя, ставя тем самым извечный вопрос о правах личности.
Говорят, что когда-то давным-давно вода в море не была, как теперь, соленой.
А соленой она стала потому, что муравей укусил Ангало.
- А кто такой Ангало? - спросите вы.
Так вот, Ангало был великаном. Когда он стоял в середине моря, вода плескалась у его колен. Когда же Ангало стоял на земле, горы тоже были ему лишь по колено.
Как-то раз кончилась у людей соль. Они пришли к Ангало и сказали:
- У нас кончилась соль. Мы хотим раздобыть ее за морем: ведь здесь соли нет нам, Ангало.
- Нет ничего проще, - ответил великан. - Идите за мной.
Ангало сел у моря и протянул ногу так, что пяткой уперся в противоположный берег.
- Вот вам мост, - сказал он людям. - По моей ноге вы сможете перейти через море. Возьмите корзины и ступайте.
Обрадовались люде, взяли корзины и по ноге великана перешли через море. Набрали соли и повернули назад. Снова шли они по ноге Ангало, и каждый нес полную корзину соли.
Вот уже и середина моря. И тут великана укусил муравей!
Вздрогнул Ангало от боли, а люди с корзинами попадали в море. Всех их Ангало.
Но вода в море с тех пор стала соленой.