УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Упражнение. Прочитайте текст. Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание. Расставьте недостающие знаки препинания. Текст. (1) В России и...стари были такие люди у которых не было н..._чего. (2)Ни дома ни крова ни семьи ни дела. (3)Они (не)будучи цыганами вели цыганский образ жизни. (4) Это страные люди или странники. (5) Ходили они по просторной русской земле с места на место из края в край блуждали по подворьям заходили в м-настыри заглядывали в кабаки тянулись на ярмарки. (б)Отдыхали и спали где попало. (7)Цель их странствований угадать было (не)возможно и я убеждён что если каждого из в отдельности спросить куда и зачем он идёт он (не)ответит потому что не знает. (8)Он над этим (не)думал. (9)Кажется что они чего-то ищут. (10)Кажется что в их душах Живёт смутное представлении о неведомом каком(то) крае где жизнь праведнее и лучше. (11)Может быть они от чего(нибудь) бегут но если бегут то конечно от особенной (не)понятной (не)выразимой иногда бе...причин...ой русской тоски. (По Ф.И. Шаляпину.)
Задания. 1. Какие средства выразительности речи используются автором предложениях 1-2?
2. Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 5-6?
3. Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 9-10?
4. Определите тип речи первых двух абзацев текста.
5. Определите тип речи последнего абзаца текста.
6. Сформулируйте проблему текста.
7. Сформулируйте авторскую позицию. 8. Выпишите из текста все вводные конструкции.
9. Какая характеристика соответствует предложению 10?
1) Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух частей, одна из которых осложнена вводным словом. 2) Сложноподчиненное предложение, состоящее из трех частей, связанных между собой последовательно.
3) Сложноподчиненное предложение, состоящее из трех частей, одна из которых представляет собой придаточное обстоятельственное.
4) Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух частей, одна из которых представляет собой придаточное определительное.
Задания:
1. В предложениях 1-2 автор использует средства выразительности речи - повторение и сочинительную связь, чтобы подчеркнуть общую идею отсутствия всего у этих людей.
2. В предложениях 5-6 автор использует средства выразительности речи - параллелизм и перечисление, чтобы описать перемещение и блуждание этих людей.
3. В предложениях 9-10 автор использует средства выразительности речи - повторение и гиперболу, чтобы описать идею о неизвестном и лучшем месте, которое эти люди ищут.
4. Первые два абзаца текста представляют собой рассказ автора о тех, "кто не имел ничего", что характеризует данные абзацы как повествовательную речь.
5. Последний абзац текста представляет собой рассуждение и размышления автора о причинах путешествий этих людей, что характеризует данный абзац как разговорную речь.
6. Проблема текста заключается в попытке понять и объяснить, почему эти люди путешествуют и что ищут.
7. Авторская позиция заключается в том, что эти люди путешествуют из-за особенной русской тоски и стремления к лучшей и праведной жизни.
8. Вводные конструкции в тексте: "В России и в другий тай прошлого", "(не)будучи цыганами", "кажется", "может быть", "если бегут", "невозможно и я убежден", "не думал".
9. Характеристика, соответствующая предложению 10, это сложноподчиненное предложение, состоящее из двух частей, одна из которых осложнена вводным словом "кажется".