Упражнения по грамматике – правописание согласных в корне
слова
1. Чтобы не ошибится в правописании глухих или звонких согласных в корне слова,
надо слово изменить или подобрать родственное слово так, чтобы после
согласного был гласный:
сугроб – сугробы, косьба – косить близкий – близок,
некоторые слова надо запомнить: вокзал, футбол, свадьба, кафтан!
2. Некоторые согласные, например т, д, л, в, пишутся, но не произносятся, тогда
надо опять подобрать слово, в котором этот гласный произносится:
Солнце – солнечный, властный – власть, здравствуй – здравый, сердце –
сердечный, честный – честь. Но слова лестница, чувство, ресницы надо
запомнить!
Упражнение 1 : подберите слова так, чтобы выделенные согласные оказались
перед гласными
Труд – труды, пруд - , билет-, рассказ-, подвиг-
, коллектив резьба-,
Упаковка-, перегородка-,гибкий-
,узкий, редкий-,ложка-,
Верёвка-, сказка-, занавеска-
Упражнение 2: вставьте пропущенные буквы
Ги...кая ветка, ро...кий человек, снежный сугро...,длинная ю...ка, хру...кая
вещь,обрезать но...ти, убери ло...ти, новый галсту,вкусный
пиро,электрический утю...,ни...кий потолок, вы...шая школа, ни...шее
образование, сколь...кий лёд, вя...кая глина, большая проьба, ре...кий
случай,жу...кий рассказ, гла...кий асфальт, тонкая бечё...ка, прочная верё...ка,
ше...ство над школой, ло...кий прыжок,,пуховая поду...ка.
Упражнение 3: выберите правильное слово
Похолодало и лёгкая покрыла крышу домов. Моросил дождь ина
палубу оседала ( изморось , изморозь).
В лесу росли высокие сосны и ели т.е. они чередовались между
собой. В чемодане все вещи перемешались и книги лежали с
бельем ( вперемежку, вперемешку ).
Упражнение 4: образуйте прилагательное и дополните его подходящим
существительным
Честь- честный поступок, вкусы-, чудеса-
, место-, интерсы-
, запасы-, власть-
, ярость-
Упражнение 5: вставьте пропущенные буквы
Ше...ствовать над классом, ше...твовать впереди, уча...твовать в соревновании,
четвовать победителей, не чу...ствовать усталости, красивые окрес...ности,
интер...ная повесть, у...кое платье, сияющее со...нце, ус...ная про...ьба,
гиган...ский дуб, ги...кий атлет, высокая лес...ница, ярос...ный штурм, чес...ный
человек, мои ровесники или сверс...ники, прису...ствовать на совещании,
отсу...ствовать по болезни, праз...ничный стол.
Чередование согласных в корне слов
В некоторых словах происходит чередование согласных звуков, например:
увлеку – увлечешь, лгу – льжешь, смех – смешной прощу,
пускать – пущу.
Упражнение 6: измените слово с чередованием согласных
Искать - , жжечь-, визжать-,булка-
, скука-, писк-, воск-,
брюзга-, пустяк-, доска-,
плеск-
Упражнение 7: вставьте буквы и напишите как диктант
Мальчик громко сви...нул. Лес...ница была высокая и крутая. У Маши очень
длинные и красивые ре...ницы. Это была шумная и веселая сва...ьба. Холо... и
моро... всегда очень сильны в январе. У меня большая про...ьба- сходи в
було...ную. Мухомор очень опасный гри Все дети заболели гри...ом. В
комната были ни...кие потолки и у...кие окна. На во...зале я долго ждал приезда
поезда. Студенты любят играть в фу...бол. Это был большой и веселый
праз...ник. У меня болит сер...це и на душе плохое чу...ство. Мы с удовольствием
уча...ствовали в соревновании.Здра...ствуй, я рад тебя видеть. Это был
замечательный, чуде...ный человек.
1. Труд – труды, пруд - пруды, билет - билеты, рассказ - рассказы, подвиг - подвиги, коллектив - коллективы, резьба - резьбы.
2. Упаковка - упаковки, перегородка - перегородки, гибкий - гибкие, узкий - узкие, редкий - редкие, ложка - ложки.
3. Верёвка - верёвки, сказка - сказки, занавеска - занавески.
Упражнение 2: вставьте пропущенные буквы.
1. Гибкая ветка, роский человек, снежный сугроб, длинная юдка, хрупкая вещь, обрезать ноти, убери лоти, новый галстук, вкусный пирог, электрический утюг, низкий потолок, высшая школа, низшее образование, сколький лёд, вязкая глина, большая просьба, редкий случай, журкий рассказ, гладкий асфальт, тонкая бечёрка, прочная верёвка, шество над школой, лодкий прыжок, пуховая подушка.
Упражнение 3: выберите правильное слово.
1. Похолодало и лёгкая изморось покрыла крышу домов.
2. Моросил дождь и на палубу оседала изморось.
3. В лесу росли высокие сосны и ели, т.е. они чередовались между собой.
4. В чемодане все вещи перемешались и книги лежали вперемешку с бельем.
Упражнение 4: образуйте прилагательное и дополните его подходящим существительным.
1. Честный поступок, вкусные вкусы, чудесные чудеса, местное место, интересные интерсы, запасные запасы, властная власть, яростная ярость.
Упражнение 5: вставьте пропущенные буквы.
1. Шествовать над классом, шествовать впереди, участвовать в соревновании, чествовать победителей, не чувствовать усталости, красивые окрестности, интересная повесть, уютное платье, сияющее солнце, удовлетворенная просьба, гигантский дуб, гибкий атлет, высокая лестница, яростный штурм, честный человек, мои сверстники или сверстники, присутствовать на совещании, отсутствовать по болезни, праздничный стол.
Упражнение 6: измените слово с чередованием согласных.
1. Искать - ищу, жечь - жгу, визжать - визжу, булка - блинка, скука - скучаю, писк - пищу, воск - воскну, брюзга - брюзжу, пустяк - пущу, доска - дергаю, плеск - плещу.
Упражнение 7: вставьте буквы и напишите как диктант.
1. Мальчик громко свистнул.
2. Лестница была высокая и крутая.
3. У Маши очень длинные и красивые ресницы.
4. Это была шумная и веселая свадьба.
5. Холо и моро всегда очень сильны в январе.
6. У меня большая просьба - сходи в булочную.
7. Мухомор очень опасный гриб.
8. Все дети заболели гриппом.
9. В комнате были низкие потолки и узкие окна.
10. На вокзале я долго ждал приезда поезда.
11. Студенты любят играть в футбол.
12. Это был большой и веселый праздник.
13. У меня болит сердце и на душе плохое чувство.
14. Мы с удовольствием участвовали в соревновании.
15. Здравствуй, я рад тебя видеть. Это был замечательный, чудесный человек.
Упражнение 8: чередование согласных в корне слов.
1. Искать - найду, жечь - пожгу, визжать - визжу, булка - булька, скука - скучаю, писк - пищу, воск - воскну, брюзга - брызгу, пустяк - пущу, доска - дерну, плеск - плещу.
Таким образом, грамматические упражнения по правописанию согласных в корне слов включают подбор слов с гласными после согласных, заполнение пропущенных букв, выбор правильного слова, образование прилагательных и чередование согласных в корне слов. Эти упражнения позволяют закрепить знания о правописании согласных в корне слов и развить навыки правильного написания.