Упражнения по теме "Слова категории состояния" Упражнение 1. Найдите предложение, в котором выделенное слово представляет собой категорию состояния. Определите, какими частями речи являются остальные выделенные слова.
I.1. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. 2. Столичный шум меня тревожит; всегда в нем грустно я живу. З. Как грустно мне твое явленье, весна, весна! пора любви! 4. Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана. (Из произв.А. Пушкина.)
II.1. Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном. 2. Жду ответа, но плохо надеюсь. 3. Однако уж мне становилось плохо. (Из произв.А. Пушкuна.)
III.1. Ищу напрасно впечатлений: она пора стихов, пора любви, веселых снов, пора сердечных вдохновении. 2. Так увидимся мы вскоре, а теперь пора нам в море. 3. Довольно, сокройся! Пора миновалась, земля освежилась, и буря промчалась. 4. Стояла чудная пора. (Из произв.А. Пушкина.)
IV.1. Сергей торопился, но тихо шагал. 2. Все тихо - ни песни, ни речи.(Н. Некрасов.) 3. Сегодня здесь относительно тихо. 4. Позднее, правда, у Гурьяна появился опасный соперник. Появился совсем незаметно, тихо и в короткое время оказался предметом всеобщего и удивленного внимания.(М. Алексеев.)
V.1. «Так вот ты какая!» - Сергей говорил, лицо его весело было.(Н. Некрасов.) 2. Все наше семейство поехало в Крым. И Пушкин отправился с нами. Мы ехали весело. (Н. Некрасов.) 3. Нам, бабушка, скучно! В ненастные дни, когда мы в портретной садились и ты начинала рассказывать нам, так весело было!..(Н. Некрасов.) 4. Трудились весело и круто, за совесть, словом, не за страх.(В. Торопыгин.)
VI. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели.(Н. Некрасов.) 2. Сегодня в отделении спокойно. Больные спят, тяжелых нет.(В. Дягилев.) 3. Все было спокойно - толпа не ушла.(Н. Некрасов.) 4. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела...(Н. Некрасов.)
Упражнение 2. Укажите предложение, где выделенное слово не является категорией состояния. В остальных случаях выявите функции и грамматические признаки слов категории состояния.
I. 1. Ты почти по-мужски трудилась, перед сном - не поднять руки. Нелегко тебе приходилось.(Н. Корнеев.) 2. А замужней станете, обо мне заплачете - их [письма]легко достанете и легко припрячете.(К. Симонов.) 3. Нашим женщинам нелегко, и когда еще будет легче.(Н. Корнеев.) 4. Ты прав: поэту легче жить - в свободном слове есть отрада.(Н. Некрасов.)
II.1. Но тихо. День еще далек, и люди спят кругом.(А. Твардовский.) 2. Только вскоре стало тихо - переправа сорвалась.(А. Твардовский.) 3. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо.(А. Твардовский.) 4. «Как тихо, спокойно и торжественно...» - подумал князь Андрей.(Л. Толстой.).
III.1. Вот сейчас мать здесь... Мне трудно на нее смотреть.(Н. Амосов.) 2. Как ни трудно, как ни худо - не сдавай, вперёд гляди.(А. Твардовский.) 3. Как трудно в сапогах шагать в июле.(М. Львов.) 4. Я трудно жил. Мне 6ыло жить не просто.(М. Львов.).
IV.1. Но пора читателей познакомить с настоящим героем нашей повести. 2.Пора вставать: седьмой уж час. 3. А то давно пора бы мне подумать о младой княжне и об ужасном Черном море. 4. Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра. (Из произв.А. Пушкина.)
Упражнение 3. Определите, что обозначают выделенные слова категории состояния (1. Состояние природы; 2. Состояние окружающей среды; 3. Физическое или психическое состояние живых существ; 4. Необходимость, возможность, долженствование... 4. Оценку состояния или положения).
1. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.(А. Грибоедов.)
2. Мне грустно потому, что весело тебе.(М. Лермонтов.)
3.Морозно. Дорога бела, и гладка, ни тучи на всем небосклоне.(Н. Некрасов.) 4.Приятно русскому с русским обняться...(В. Маяковский.)
5. Петербургские окна. Сине и темно. Город сном и покоем скован.(В. Маяковский.)
6. В небе так бездонно и сине, ласточки на проводе лопочут.(В. Боков.)
7. В воздухе сыро, тепло, белый туман за прудами.(А. Блок.)
8. А у хорька темно в глазах от боли и морда вся в крови.(К. Паустовский.)
9. Нам было знойно и морозно, но шла работа, как война.(Д. Бедный.)
10. Но зачем она, кому она, страна Муравия, нужна, когда такая жизнь кругом, когда сподручней мне,- и торкнул в землю посошком,- вот в этой жить стране.(А. Твардовский.)
11. И хоть был обеспокойно, оставался невредим под огнем косым, трехслойным, под навесным и прямым.(А. Твардовский.)
12. Землю Италии Владимир Ильич видел впервые. И было досадно, что только вот так - из окна вагона. (3.Гусева.)
13. Восточная Пруссия. Богатые поместья...Безлюдно. По всему видно, что хозяева бежали поспешно.(Р. Аронова.)
14. Можно в лес ходить за грибами, можно в лес ходить за стихами.(В. Торопыгин.)
15.Хорошо бы уже иметь эту машину. 16. Больные уходят из сада в палатки. Им тоже стыдно на меня смотреть.
Определите род существительных, правильно согласовав их с прилагательными и глаголами. Запишите.
1. Заказали овощное(ср.р.) рагу.
2. Батуми в середине века носил(м.р) название Батоми.
3. На плечах у неё пушистый(м.р) боа.
4. Исполняли виртуозн... попурри из русских народных песен.
5. Правую туфлю и левую кроссовки вместе с обоими тапками порвал (котик :-)
6. Новый (м.р.) подмастерье справлялся с работой.
7. Он у вас не допустимый (м.р.) белоручка.
8. Брезентовые( ср.р) сапожище стояли у кровати.
9. Военный(м.р) атташе прибыл(м.р) в посольство.
10. Лечащий(м.р) врач Иванова прописал(м.р.) ребенку новое лекарство.
11. Стены дома украшали(мн.ч) цветными(мн.ч) граффити.
12. Вылечил кровоточащую(ж.р.) мозоль.
Я не предполагал, что зима в этом году наступит так рано. Снег обычно не ложится в начале ноября, а в этом году невидимый художник коснулся деревьев, газонов, скамеек в парке Кисть положила белые мазки на асфальт, на машины и на подоконники. Будто в одну ночь голые кусты превратилисьв привезенные из морских оранжерей изысканные фантастические растения. На зоре розоватые блики теплым касанием оживили их, будто нежные экзотические цветы выросли на знакомых веточках, предав им новый, неожиданный вид.
1)-
2)-
3)-
4)-