Урок развития речи на тему «Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт») Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.
Читаем упр.739.
- Какова задача сжатого изложения?
(передача текста сжато, обобщённо)
- Что значит сжать текст?
(нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые в передаче информации).
Вспомним приемы сжатия текста.
Исключение (повторы, ненужные подробности)
Упрощение (диалоги, прямую речь, сложные предложения)
Обобщение (предложений, связанных одной мыслью)
- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?
- О чём говорится в тексте? День рождения Саши
- Только ли желает рассказать о Дне рождения? (Осуждает поступок мальчика)
- Как должен вести себя вежливый, гостеприимный хозяин?
- Что мешает понять герою недовольство гостей и их быстрый уход?(Его невоспитанность)
- Согласитесь ли вы с пословицей «Дорог не подарок, дорого внимание»?
- В чём основное намерение автора (основная мысль текста)?
(Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации)
Составим план текста и приступим к сжатию!
1. Приход гостей.
2. Подарки.
3. Невесёлое чаепитие.
- Сжатие текста можно провести за счёт обобщения понятий или исключения части информации.
1) Приход гостей. Перечитаем первое предложение, которое составляет первую часть.
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Используя приёмы сокращения, уменьшим его объём + повествование от 3 лица.
Начать предлагаю так: На день рождения сына (или Саши) мама…
2) Подарки. Читаем 2 часть полностью и пробуем ее сократить за счет исключения диалога, обобщения информации до двух предложений
Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.
, говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».
Витька принёс мне сказки Андерсена.
, -- говорю я, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.
Лиза, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.
-- Вот кстати, -- говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!
Начать предлагаю так: Пришли…(кто?), принесли…(что?) или Пришли ……(кто?) с (чем?)…..
Далее убираем весь диалог, сокращаем информацию до двух предложений: в первом предложении перечисляем подарки, во втором – говорим об отношении к ним мальчика.
Опорные фразы для построения предложений:
Колька настольную игру «Хоккей» притащил, Витька – что?, Лиля – что?. (Тире позволяет нам не употреблять глаголы)
Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга…….., Лиле – что ……….
3) Невеселое чаепитие. Перечитываем третью часть.
Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?
Во-первых, попробуйте объединить первые два предложения в одно: Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать (подумайте, какую информацию можно исключить?). Помните, что повествование идет от третьего лица! Поэтому пишем: Сложил Саша (мальчик) подарки в угол….
Во-вторых, читаем следующие четыре предложения: Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. Из них предлагаю сделать два предложения: А гости почему-то скучные… Потом стали…. и ……
Закончить текст предлагаю сложным предложением с союзом что:
Хозяин (или мальчик, или Саша) так и не понял, чем..
Другой вариант:
Хозяин (или мальчик, или Саша) так и не понял, что он..
В тексте три части, значит, должно быть три абзаца, но допускаю, что 1 и 2 части можно объединить в один абзац!
ответ: несмотря на
2.
Верная морфологическая характеристика слова предложение 2):
ответ: 1)действительное причастие
3.
Из предложений 9–11 все союзы:
ответ: что, и, чтобы
4.
Правильная морфологическая характеристика слова ВОЗМОЖЕН в шестом (6) предложении текста:
ответ: 4)краткое имя прилагательное
5.
1)Верная морфологическая характеристика слова ПОКА:
ответ: 3)наречие
2)Слово ОДНАКО какая часть речи?
ответ: 2)союз
6.
Существительное, образованное путём перехода из другой части речи.
ответ: живому
1) [Было ясно], (что (если в течение ближайших дней мы не убьем какого-нибудь зверя или не найдем людей), мы погибли).
[ ═ ], (что (если — ═ или ═), — ═ ).
2) [Мама расстелила на траве скатерть, достала провизию и сказала], (что, (пока мы не поедим), она никуда нас не пустит).
[— ═, ═ и ═], (что, (пока — ═), — ═ ).
3) [А признайтесь], (что, (хотя он всегда был очень смешон), но ещё недавно он вам казался интересен в серой шинели).
[ ═ ], (что, (хотя — ═), но — ═ ).
4) [Видно было по его блаженному, сияющему лицу], (что (если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество), то он простил бы ей всё).
[═ O, O], (что (если — ═ O и O), то — ═ ).
5) [Хаджи-Мурат сел и сказал], (что (если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско), он ручается поднять войско).
[— ═ и ═], (что (если ═ и ═), — ═ ).
6) [Я попотчевал его], (потому что (хотя разбойник он), а все-таки был моим кунаком).
[— ═], (потому что (хотя ═ —), а ═ ).