Уровень на «5» 1.какой бесприставочный глагол можно подобрать к данному синонимическому ряду? пропадать, провалиться, теряться, сгинуть, улетучиться, след простыл, в воду кануть, был таков. 2.в какой цепочке нарушена последовательность словообразования? а) играть – выиграть –выигрыш – выигрышный; б) бежать – пробежать – пробег – велопробег; в) варить – выварить – вываривание – вываривать; г) гореть – догореть – догорать – догорание 3. разделите слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем: а) слова со словоизменительными (формообразующими) морфемами; б) слова со словообразовательными морфемами. делай-те, рас-трепать, леп-и-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, висе-л-а, высоч-айш-ий, счаст-лив-ый, при-чудливый, де-маскировать, лис-ий, ярк-ий, мил-ейш-ий, красне-я. 4. можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова стекло, красиво? почему? объясните графически 5. на различение слов с членимой и нечленимой основой. выпишите слова с членимой основой, обозначьте в ней морфемы. восход, пример, деловой, переписать, добыча, поезд, сбор, крашеный, предел, отнести, прыгун, интерес, коварный. 6. карточка – информатор. часто бывает трудно определить образования сложных слов. для этого лучше пользоваться алгоритмом: 1) не образовано ли это слово лексико-синтаксическим не суффиксация ли это сложного слова? 3) это сложение основ в чистом виде или осложнено суффиксацией? . определите образования сложных слов: долгоиграющий, белоснежный, лесостепь, пароходство, чистосердечный, быстрорастворимый, железобетонный, сухофрукты. 3 7. составьте словообразовательные цепочки: безлюдно, похолодание, по-рыбацки. 8.какие словообразовательные пропорции составлены неверно? а) выезжать: выезд = выходить: выход б) сад : садовник = ель : ельник в) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок г) грести : гребец = петь : певец 9. какое слово образовано приставочно-суффиксальным а) решение б) втёмную в) гостиная г) подговорить 10.карточка – информатор. каждый продуктивный аффикс обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску: -лк- (разговорный): раздевалка, ожидалка, умывалка, читалка; -ств-, -ний- (книжный): мужество, терпение, горение и т.д. : подберите 2 группы слов( по 5 слов в каждой), где бы суффиксы придавали слову разговорную и книжную окраску. слова из карточки-информатора брать не надо. 11. по образцу напишите рассуждение о другой птичке. к зяблику его имя не подходит совсем. зяблик – значит должен зябнуть, мёрзнуть. а эта птичка прилетает к нам одной из первых, когда на улице ещё слякоть и нередки морозы и метели. зяблик бойко прыгает по совсем ещё голым веткам, и никто не видел, что он хоть немножко мёрзнет. (по ю. дмитриеву)