Уважаемые сжать изложение со всеми запятыми и знаками препинания буду вам! сжать изложение! василий григорьевич поспешно вышел в переднюю. конечно, он где-то уже видал эту женщину, но, сколько ни всматривался художник в изрезанное морщинками лицо посетительницы, не мог вспомнить, где же именно он встречался с нею. на женщине был полушубок, туго опоясанный какой-то тесьмой, а закинутая за спину котомка оттягивала назад воротник. всё на ней было ветхое, всё говорило о крайней бедности. старуха засуетилась. опустив на пол котомку, она достала туго увязанный узелок и стала совать его в руки художнику. за сотни вёрст пришла эта бедная женщина. она скопила немного деньжонок и развязав узелок, выложила свои медяки перед растерявшимся художником. она пришла, чтобы купить у него картину! — какую картину? — удивился перов. — сынок мой, — зашептала женщина. — портрет вы с него — портрет? и тогда вспомнил василий григорьевич, где встречался он с этой женщиной. это была тётка марья. он даже испугался. он знал её три года назад, но как она постарела, как исхудала за эти три года! тогда он писал картину «тройка. ученики мастеровые везут воду», и сын этой женщины, 12-летний вася, позировал для одного из маленьких учеников. утирая слёзы, женщина рассказала художнику, что в год сын её умер от оспы. она пришла за картиной. но картины у художника уже не было. её купил московский купец павел михайлович третьяков. — он уже десять лет собирает картины для своей галереи. а денег мне ваших не нужно. всё равно бы не взял, —сказал василий григорьевич, отдав деньги. старушка забрала деньги и вздохнула: — хоть бы одним глазком — хорошо, завтра поедем вместе к третьякову. на следующий день василий григорьевич повёз гостью к купцу третьякову. выйдя из парадной, художник кликнул извозчика. старушка сидела нахохлившись и молчала, а художник вспоминал, как три года назад, познакомился он с тёткой марьей, как увидал героя своей картины – 12-летнего васю. тогда, бродя по московским улицам, он увидел большую группу усталых путников. одни, подкреплялись с дороги скудной пищей, а другие дремали. художник стал всматриваться в лица – и вдруг его сердце учащённо забилось: он заметил немолодую крестьянку, покупавшую что-то у разносчика, а рядом с ней мальчика. не только лицо мальчика приглянулось художнику, ему нравилось всё - его повадки, бедная одежда – всё так и просилось на картину. это был именно тот тип, которого не хватало для картины! напоив гостей чаем, хозяин провёл их в свою мастерскую и показал начатую картину. но никак не мог объяснить женщине, как ему необходимо сделать с мальчика хотя бы один набросок. после долгих раздумий женщина, наконец, уступила.
Перов поторопился в прихожую, где увидел просительницу с лицом грубым и изрезанным морщинами, но смутно знакомым. Женщина была бедна, ее одежда и котомка выдавали острую нужду. Но из узелка в руки изумленному художнику посыпались медяки. Женщина скопила их и пришла в мастерскую, чтобы купить картину.
Выслушав объяснения просительницы, Василий Григорьевич вспомнил эту женщину. За три года с их встречи, женщина изменилась, став старухой. Это портрет ее сына писал художник, делая наброски для картины «Тройка». Теперь двенадцатилетний Вася умер от оспы, и мать хотела вновь увидеть своего сыночка. Но картины у художника уже не было, ее купил для своей галереи П.М. Третьяков. Да и не взял бы он денег.
Видя отчаяние женщины, Перов решил завтра отвезти ее в галерею на «встречу» с сыном. Пока ехали на извозчике, художник вспоминал историю их знакомства. Бродя по московским улицам, он увидел группу усталых путников. А среди них приметил мальчика лет восьми, лицом, фигурой и повадками идеально подходящего для недостающего героя «Тройки». Перов пригласил мать и сына в мастерскую, напоил чаем и показал картину. После долгих объяснений и уговоров женщина дала Васе согласие на позирование.