В 1860 году областное правление поручи- ло Ыбыраю Алтынсарину открыть начальную
школу для казахских детей в Тургае и назна-
чило его учителем русского языка. На средства меценатов" он
построил школу. На учебу записалось 16 мальчиков. При шко-
ле был создан интернат. 16 марта 1864 года Алтынсарин писал:
"Я горячо взялся за учение детей. И, к крайнему моему удоволь-
ствию, мальчики в течение трех месяцев выучились читать и
даже писать по-русски и по-татарски. Словом, эти молодцы в
течение четырех лет будут говорить порядочно и узнают кое-
что”.
297Б. Разделите текст на абзацы. В каком абзаце содержится главная информация, а в каком второстепенная?
Во-первых, некоторые диалектные слова, связанные с деревенскими реалиями, хозяйством, устройством дома, переходят в разряд устаревших вместе с теми предметами, которые они называли. Например, в северных областях голбец – небольшая пристройка к дому, используемая как переход к погребу и спальное место у печи.
Во-вторых, употребление диалектных слов больше присуще старшему поколению, обделенному войной и тяжелой послевоенной жизнью, не имеющему полного образования. К сожалению, вместе с носителями диалектных знаний уходят и сами слова. Молодежь мало употребляет диалекты в своей речи, отдавая предпочтение общеупотребительной лексике.
В-третьих, современная система образования и средства массовой информации пропагандируют использование грамотной литературной речи. Если употребление диалектов в литературном произведении оправдано созданием особого колорита, то в газетах, журналах, ТВ, радио, сети Интернет такие слова могут помешать передаче информации. Многие жители нашей страны не поймут значение слов вязенки, бухма, грыза и др.
Таким образом, диалектные слова постепенно уходят из употребления, оставаясь яркими пятнами в художественных произведениях и диалектных словарях художникам слова, которые сохраняют для нас богатство русского языка.
Знаки препинания
В устной речи мы делаем паузы в нужном месте, выделяем интонацией важные слова, что-то дополняем мимикой и жестами.
В письменной речи для выражения смысла, для того, чтобы фраза имела законченность, мы используем знаки препинания.
Известный писатель Эдгар По говорил о важности знаков препинания: «Нехватка одной запятой часто превращает аксиому в парадокс или сарказм в проповедь».
В современном русском языке выделяют 10 знаков препинания: точка, запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, кавычки, скобки, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
Самый древний знак — это точка. Она употреблялась ещё тогда, когда слова писались слитно, и ставилась не в конце предложения, а произвольно.
Наиболее часто, начиная с 15 века, употребляется в текстах запятая, а в 16-17 веках и другие известные нам знаки.
Позже всех, в 18 веке, появились тире и многоточие.
Знаки препинания правильно передать смысл высказывания, избежать разночтений. С знаков можно обозначать различные чувства: радость, удивление, недоумение.
Все знаки препинания можно разделить на следующие группы:
1) разделительные (точка, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие); служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном — для разделения простых предложений, входящих в его состав, отделяются друг от друга предложения;
2) выделительные ( запятая, тире , восклицательный знак, скобки, двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки), служат для обозначения границ членов предложения, осложняющих простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.
Константин Паустовский писал о знаках препинания: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».