В данном тексте выделите диалектные слова. Перепишите текст литературным языком В аккурат после масленицы, в начале марта, прилетат птичка маленька жаворонок. Дак она приносит весну на крылляхсвоих. Давно заведено было встречать этих птиц. Тажно [вроде] по почёту, как гостей именитых. Так бабки наши делали, да и бабки бабок, поди. Пекли жаворонков из теста, разныпостряпушки. И с этими печёными птичками выходили на улицу, весну встречать. Как услыхают первых жаворонков, вся деревня собиралась. Я тогда ещё совсем маленька была. Я помню, что бабы руки к небу протягивали и песню каку-то пели. Я уж и не помню совсем… (Записано вс. Клин Александрово-Заводского района в 1998 году).
Упражнение 2
Выделите слова, в употреблении и сочетаемости которых с другими словами произошли исторические изменения. Перепишите, используя современные литературные нормы
1. Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая. 2. С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его пробовать. 3. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. 4. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме “Совершенной поварихи”, не мог руководствовать ее в выборе книг. 5. Адрияну лицо его показалось знакомо, но второпях не успел он порядочно его разглядеть. 6. Служанки сбежались, раздели ее, насилу-насилу успели ее успокоить холодной водой и всевозможными спиртами, ее уложили, и она впала в усыпление. 7. – Подойди ко мне, Маша, – сказал он ей тронутым голосом, – благословляю тебя… (По А.С. Пушкину).
Перед нами великолепная картина талантливого мастера Хруцкого под названием "Цветы и плоды". Картина погружает нас в летне-весеннюю атмосферу с ее щедрыми дарами. В центре произведения искусства расположен букет цветов. В нем мы видим шикарные цветы, собранные умелой рукой в чудесную композицию. Здесь есть и пионы, и ирисы, и полевые цветы. Перед вазой стоит стакан, наполненный водой.
По бокам расположились дары природы. На столе видны и груши, и тыква, и абрикосы, и виноград. На заднем плане стоит красивый графин. Картина очень интересная и яркая. Она погрузить всех, кто глядит на нее, в чудесные воспоминания о теплых летних деньках.
1. Золушка (ПС: Золушек) побежала (БГ: бе́г; приставка ПО) в огород (1. БГ: словарное слово; ПС: огороды) и выбрала (БГ: бра́ть) большую (БГ: бо́льший) тыкву.
(Ш. Перро сказка "Золушка").
2. Лебедь (ПС: лебеди) рвётся (без Ь → что делает?) в облака (БГ: о́блако), Рак пятится (без Ь → что делает?; БО: пятиться→ 2 спр.) назад (ПС:сзади), а Щука (чу/щу с у) тянет (БО: тянуться → 1 спр.) в воду.
(И. Крылов басня "Лебедь, Щука и Рак")
3. Нина украдкой (ПС: крадучись приставка ПРО) в рощу (чу/щу с у).
(А. Гайдар рассказ "Совесть")
4. Чук (чу/щу с у) позабыл (приставка ПО) на опушке (1. приставка О; 2. ПС (ш): опушек; 3. БО: земле́) леса тёплую варежку. (ПС: варежек).
(А. Гайдар повесть "Чук и Гек")
БГ безударная гласная
БО безударное окончание
ПС парная согласная
Задание: Найдите сложное предложение. Объясните употребления в нем знаков препинания.
[Лебедь (подлежащее) рвётся (сказуемое) в облака], [Рак (подлежащее) пятится (сказуемое) назад], а [Щука (подлежащее) тянет (сказуемое) в воду].
Запятые ставится между бессоюзными простыми предложениями, входящими в состав сложного.