В давние времена жил дух Уркер-Плеяды, который управлял погодой. Заметили животные, что когда Уркер уходит за горизонт, то наступают губительные холода и бураны. Животные умирали от голода и холода. Бараны начинали обдирать и жевать шерсть друг друга. После джута степь белела от костей павших животных.
Решили животные поймать Уркера. Пришла очередная зима. Как обычно, напустил Уркер холод на землю, а сам залез в теплую золу и уснул. Животные стали его искать по всей земле. Наконец заметили его и схватили. Не смог в этот раз Уркер уйти за горизонт и напустить на землю свои жестокие холода и бураны.
Тогда пришло тепло на землю. А чтобы лето продолжалось вечно, решили они стеречь Уркера по очереди.
Верблюд, лошадь, корова и овца хорошо справились со своей задачей. Своими сильными копытами они удерживали Уркера и не давали ему бежать.
И вот очередь козы стеречь Уркера. Но она была игрива и беспечна. Хитрый Уркер смог рассечь ее копытца и ускользнуть. С тех пор у коз копыта раздвоено. Рассердились животные и по Тенгри дать козе самый никчемный хвост в наказание за беспечность.
Уркер же стал летать там, где хочет. Когда он близко к земле, наступает тепло. Когда Уркер уходит за горизонт, наступают холода.
ЗАДАНИЯ к тексту:
1. Определите основную мысль текста (1б)
2. Озаглавьте текст (1б)
3. Определите стиль и тип речи , (1б)
4. Составьте план текста (3 б)
(заголовок текста)
План.
1.
2.
3.
4.
5.
4. Среди перечисленных слов отметьте неологизм: В) смартфон
5. Среди перечисленных вариантов отметьте омонимы: Г) сладкий ирис – цветущий ирис
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: В) узорчатая тюль (тюль м.р.)
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н в предложении: Статуя была выполнена очень тщательно, детали проработаны до мельчайших подробностей, но ей не хватало обобщенности, точного силуэта. В) 3
8. Одна и та же буква пропущена во всех словах ряда: Б) сотрудник, несомненный, подобрать
9. Буква Е пишется во всех словах ряда: А) прячешь, обвиняемый, мурлычет.
10. НЕ со словом пишется слитно в предложении: В) Неостывшая печь продолжала согревать дом.
11. Буква О пишется на месте пропуска во всех словах ряда: В) шоколад, шортики, шов.
12. Через дефис пишутся все слова ряда: Г) северо-восток, пол-листа, остро-соленый 13. Отметьте существительное женского рода: Б) мозоль.
14. Укажите глагол II спряжения: А) держать(исключ.).
15. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Множество деревянных барж грузилось в Астрахани и с буксиров отправлялось вверх по реке. В) Простое предложение с однородными членами, запятая перед И НЕ нужна.
Цели деятельности учителя:
формирование представлений о том, как составляются тексты в научном стиле;
обобщение и систематизация знаний и умений в составлении текста-описания.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать алгоритм написания теста-описания в научном стиле;
уметь составлять текста-описание в научном стиле.
Личностные:
проявлять интерес к учебной деятельности;
прививать умение аргументировано отвечать и доказывать свое мнение.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть (УМК «ШР»); учебная презентация; раздаточный материал;
видеофрагмент.
Объяснение: