)в первой редакции «мастера и маргариты» встреча московских с иностранным специалистом по белой и черной магии изображена не совсем так, как в том варианте, который мы привыкли читать. (2)берлиоз объясняет молодому поэту антоше безродному (позже автор исправит на ивана бездомного), какую стихотворную подпись надо сочинить к уже готовому рисунку в журнале «богоборец». (3)поэт слушает своего наставника и при этом выводит прутиком на земле лик. (4)в этот самый момент в их разговор вмешивается загадочный иностранец. (5)его приводит в горячий восторг воинствующий атеизм московских , но он желает удостовериться в прочности их безбожия. (6)проверка на прочность исключает всякую двусмысленность: он предлагает молодому поэту растоптать ногами нарисованный на земле лик. (7)слабо? (8)поэт конфузится, ему кажется такое предложение нелепым: действительно, с какой радости он должен отплясывать под чужую дудочку. (9)но воланд, шпион душ человеческих, знает, как подобрать ключик к этому нехитрому замочку, он хихикает над трусостью лже-атеистов, которые только на людях богохульствуют, а глубоко в душе припрятали веру в бога! (10)так, на всякий случай! (11)иванушка начинает топтать рисунок. чтобы у иностранца не оставалось никаких сомнений в отваге и партийной принципиальности постоянного автора журнала «богоборец». (12)позже булгаков серьезно переработал эту сцену, очевидно, посчитав подобную провокацию представителя нечистой силы чрезмерно демонстративной, тенденциозной, почти фарсовой. (13)но думается, что в черновом варианте явственно, определенно обнажена важная для булгакова мысль: человека без веры легко обольстить, легко сбить с праведного пути, легко подчинить чужой воле. (14)поэт скорее всего сам бы стер свой механически начертанный рисунок, но воланду важно было придать непроизвольным движениям глубоко нравственный, символико-ритуальный смысл. (15)легкая насмешка, хохоток, щелчок по самолюбию и – иванушка под беззвучный смешок беса исполняет своей обрядовый танец: подошва его сандалий удаляет с поверхности земли очертания священного лика. (16)кажется, ничего особенного не случилось! (17)ведь не икону бросили в огонь, ведь не крестик швырнули на тело убитой старухи, как это сделал раскольников… (18)что тут такого? (19)созданное на пыли и вернулось в прах! (20)но за внешней пустячностью происшедшего таится роковой смысл, неоглядную глубину которого не может прозреть человек. (21)нет, солнце по-прежнему восходит на востоке, по-прежнему волга впадает в каспийское море, по-прежнему время с той же постоянной скоростью стекает в вечность. (22)но что-то изменилось в глубинных пластах человеческой . (23)на каком-то важном изгибе жизнь круто изломилась, и все пошло не так, как должно было пойти. (24)понтий пилат, отправивший на казнь безвинного человека, иванушка безродный, стерший ногами скорбный лик… (25)один совершил свое преступление под влиянием страха, другой поддался капризам умело раззадоренного самолюбия. (26)если бы они могли знать, чем обернутся их действия! (27)перед людьми, лишенными веры, истина предстает как неизбежность, как необратимое последствие только тогда, когда уже поздно что-либо менять, когда утраченного уже не воротить. (28)вера позволяет человеку видеть дальше собственного носа, вера дает человеку силы жертвовать ради высокого и великого, вера дает человеку духовность, приподнимающую его над обычным животным. (29)только что теперь об этом говорить: трясущийся за свою жизнь понтий пилат уже утвердил приговор, поэт уже сплясал свой дикий танец… (30)теперь поздно что-либо менять. (31) свернула на тот смутный путь, куда ее увлекло слепое и бездушное, как древний ящер, безверие. напишите сочинение по прочитанному тексту. сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). сформулируйте позицию автора (рассказчика). напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. объясните почему. свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). объём сочинения – 180 – 220 слов. работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём .
. Проблема веры и безверия всегда волновала человечество. Публицист обращается к тексту первой редакции романа «Мастер и Маргарита», где автор произведения акцентировал внимание не на безверии и вере, а на поступках, которые могут быть совершены под влиянием отсутствия веры. Воланд,наблюдая за разговором двух московских литераторов , видит их воинствующий атеизм . Он проводит простую проверку на прочность таких принципов: предлагает молодому поэту растоптать ногами нарисованный на земле Божий лик. И Иван Бездомный,чтобы у иностранца не оставалось никаких сомнений в отваге и партийной принципиальности постоянного автора журнала «Богоборец», начинает топтать рисунок.
Публицист приходит к выводу: человек без веры на самые страшные поступки, а если потом и понимает, что совершил, то оказывается слишком поздно что-либо исправить. Поэтому автор убежден: человеку без веры жить нельзя, потому что она дает человеку духовность видеть жизнь более глубоко и понимать ответственность за свои поступки. . Вера, считает автор, позволяет человеку видеть «дальше собственного носа, вера дает человеку силы жертвовать ради высокого и
великого».
Нельзя не согласиться с авторской позицией. Человек, не верящий ни во что совершить безнравственный поступок. Вера может удержать незрелую душу от чего-то пагубного. Она защищает от опасностей, которых немало в жизни сделать правильный выбор в трудной нравственной ситуации. Человек ,душа которого обращена к вере на подвиг, на жертву «ради высокого и великого.»
Немало примеров этого дает нам русская классическая литература. Так, например, в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников совершает страшное преступление от безверия. А Соня возвращает его к жизни духовной, заставляя понять. что вера – основа всех поступков человека. Раскольников удивляется, как она с такой незавидной долей продолжает верить, любить, «излучать» свет? И герой видит, как счастлива Соня, как она прекрасна, когда читает в Евангелии притчу о воскрешении Лазаря. Именно она дарит ему луч надежды, к Раскольникову приходит понимание истинного пути духовных исканий, нравственного совершенствования. И в этом вера
. В героической повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» показано, как запорожские казаки сражаются за святую Русь, за веру в правое дело их борьбы. Это дает им силы умирать со словами на устах : «Путь же стоит на вечные времена православная Русская земля!»
В заключение хотелось бы подвести итог. Публицист показал, что человека без веры легко обольстить, легко сбить с праведного пути, его легко подчинить чужой воле. Вера позволяет человеку руководствоваться не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые ему в трудный момент принять правильное решение. Вот почему так важна вера, потому что это нравственный ориентир любого человека.