V. систематизация, обобщение знаний и умений учащихся
1. практическая работа с языковым материалом
№ 1. спиците предложения, раскрывая скобки и вставляя про
пущенные буквы. определите вид придаточной части в сложноподчинённых
предложениях. обоснуйте своё суждение.
1. он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их просто н..кто
не замечает: серебрян, нный пень в лу(н, иную ночь, звон воздуха, небо, похо-
жее на стари(н, нную морскую карту (к.г.паустовский). 2. где сосна взр..сла,
там она и красна (пословица). 3. у самого леса, там, где зелёной стеной подни-
мался березняк, вытянулся целый островок молодого оси(н, нника (д. н. ма-
мин-сибиряк). 4. незабудки, самые скромные из цветоз, поселяются всегда там,
где сырая ложбинка, где овражек с ручейком (ю. ф. бочарников). 5. куда ни
кинь, всюду клин. где правда, там и счастье (тословицы).
охарактеризуйте придаточные части сложных предложений: каково зна-
чение придаточной части, где она расположена по отношению к главной,
есть ли указательные слова в главной части, како присоединена придаточная
часть к главной.
• найдите в тексте крылатые выражения. объясните их смысл. какие это
предложения по структуре?
у-хо [ухо]: 2 слога; 3 буквы, 3 звука.
па-льто [пал'то]: 2 слога; 6 букв, 5 звуков.
дво-рник [дворн'ик]: 2 слога; 7 букв, 7 звуков.
ле-бедь [л'эб'ит']: 2 слога; 6 букв, 5 звуков.
сту-лья [стул'й'а]: 2 слога; 6 букв, 6 звуков.
а-пе-льсин [ап’ил’с’ин]: 3 слога; 8 букв, 7 звуков.
хо-бот [хобат]: 2 слога; 5 букв, 5 звуков.
са-хар [сахар]: 2 слога; 5 букв, 5 звуков.
клю-ква [кл'уква]: 2 слога; 6 букв, 6 звуков.
бинт [б'инт]: 1 слог; 4 буквы, 4 звука.
пьют [п'й'ут]: 1 слог; 4 буквы, 4 звука.
бе-рет [б'эр'ит]: 2 слога; 5 букв, 5 звуков.
ро-я-ли [рой'ал'и]: 3 слога; 5 букв, 6 звуков.
зе-мля-ни-ка [з'имл'ин'ика]: 4 слога; 9 букв, 9 звуков.
де-ду-ля [д'идул'а]: 3 слога; 6 букв, 6 звуков.
во-ет [вой'ит]: 2 слога; 4 буквы, 5 звуков.
ска-мья [скам'й'а]: 2 слога; 6 букв, 6 звуков.
ре-дька [р'эд'ка]: 2 слога; 6 букв, 5 звуков.
о-лень [ал'эн']: 2 слога; 5 букв,4 звука.
кры-лья [крыл'й'а]: 2 слога; 6 букв, 6 звуков.
объяснение: сколько в слове гласных, столько и слогов.