В ТЕАТРЕ
Мне было лет восемь, когда старшая сестра взяла мены с собой в театр. Все, что происходило на сцене, я горячо принимал к сердцу. Вот карлики пробираются в пещеру, где живет людоед, и царевну, заблудившуюся в лесу. Я вскакивал, тянул за рукав соседа, а когда людоед с огромной палицей постучал в дверь к карликам, я вдруг встал и крикнул на весь зал: «Не пускайте его!» В зале зашумели, а сосед нагнулся ко мне и с Мальчик, ты испугался людоеда?» Я заплакал: «Он такой большой, такой страшный!»
Сосед протянул мне бинокль. И вдруг огромный людоед стал таким ничтожным, таким маленьким. У него оказались тонкие, почти соломенные ножки, а вместо палицы тростинка не тоще спички. К тому же он был так далеко от меня, что мне стало стыдно своего страха. Что это я? Почему меня испугала эта букашка?
Сосед снова обернулся ко мне и шепнул на ухо: «А ну-ка, посмотри теперь...» Он взял из моих рук бинокль, что-то покрутил и протянул мне его опять. «Узнаешь своих добрых карликов?» - поинтересовался сосед. Нет, я их не узнал! Вместо карликов на сцене ходили могучие богатыри. Я был счастлив: такие обязательно победят людоеда!
Мои глаза застилал радостный туман. Я тепло смотрел на сидящего рядом человека, который так легко и быстро восстановил справедливость.
Когда я стал старше, я не раз мечтал о волшебном бинокле. Мне хотелось все доброе видеть большим и близким, все злое - далеким и маленьким. К сожалению, часто жизнь показывает все наоборот: зло - большим, а доброе - мелким.
(По М. Разумному.)
• Какова основная мысль данного текста?
• Сколько логических частей в нем?
• Где, на ваш взгляд, содержится мораль текста? Прочитайте ее.
• Какова идея текста?
• На каком приеме построено произведение М. Разумного? Как и где он проявляется?
• Составьте план текста.
• Перескажите текст, пользуясь планом.
• В заключении выразите свое отношение к основной проблеме текста.
• Прочтите приведенный ниже текст. О чем он?
Добро и зло. Соотношение между этими категориями всегда занимало человека. Философы с древних времен пытались, положив на весы гармонии Ян и Инь, найти тот эталон, который бы в качестве идеала определял взаимоотношения между людьми и их нравственное поведение. И в результате одни склонились к тому, что, чем больше добра, тем лучше, и что зла на земле совсем не нужно. Тогда в мире будет царить нравственность. Другие возразили: человек понял, что такое белое, когда увидел черное; женщина стала собой только рядом с мужчиной; люди осознали, что такое добро, когда ощутили зло. Одним словом, одно без другого существовать не может. «Кто не на зло, тот не на добро», - гласит туркменская пословица.
• Что общего в данных текстах?
-Напишите сочинение о добре и зле, используя (по желанию) данный выше отрывок как вступление. Тему сформулируйте самостоятельно.
• В основной части опирайтесь на материалы текста М. Разумного.
• К сочинению подберите эпиграф.
Наступление весны.
Тема : Весна.
Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная О, дружная О. Изредка выпадали обильные О, но короткие дожди. Уже ездили на колесах по дорогам, покрытыми густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах, но на полях осел 0 , стал рыхлым О и темным О , и из-под него кое-где большими плешинами показалась черная О , жирная 0, парившаяся на солнце земля 0 . Березовые почки набухли. Барашки на вербах из белых стали желтыми 0, пушистыми 0 и огромными 0 . Зацвела ива. Пчелы вылетели из ульев за первым взятком. На лесных ~полянах робко-/-/-/ показались = первые~ подснежники -.
а тут отключили свет (В. п.). - это предлож. соответствует схеме
Повар (и. п.) леща (В. п.) берёт
И опускает в компот (В. п.).
Бросает в котёл (в, п.) поленья (В. п.),
В печку (В. п.) кладёт варенье (В. п.),
Мешает суп (В. п.) кочерёжкой (Т. п.).
И очень доволен он.
То-то был винегрет (И. п.),
Когда починили свет (В. п.).
Предложения с однородными членами:
Повар леща берёт и опускает в компот. [ ___ -- -- -- и === _ . _ . _].
Бросает в котёл поленья, в печку кладёт варенье, мешает суп кочерёжкой.
[ === _ . _ . _ -- -- --, _ . _ . _ === -- -- --, === -- -- -- -- -- -- ].