В5-7 пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. он спал опять тем же сном, каким он спал в можайске после бородина. опять события действительности соединялись с
сновидениями, и опять кто-то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в можайске. «жизнь есть все. жизнь есть бог. все перемещается и движется, и это движение есть бог. и
пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. любить жизнь, любить бога. труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». «каратаев» — вспомнилось пьеру. и вдруг
пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в швейцарии преподавал пьеру . «постой», — сказал старичок. и он показал пьеру глобус. глобус этот был живой, колеблющийся шар, не
имеющий размеров. вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. и капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. каждая капля
стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. — вот жизнь, — сказал старичок учитель. «как это просто и ясно, —
подумал пьер.— как я мог не знать этого прежде». — в середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. и растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности,
уходит в глубину и опять всплывает. вот он, каратаев, вот разлился и исчез. — vous avez compris, mon enfant(1), — сказал учитель. — vous avez compris, sacré nom(2), — закричал голос, и пьер проснулся. (л.н. толстой «война и мир») 1) понимаешь ты,
дитя мое. 2) понимаешь ты, черт тебя дери. с1. какая тема, важная для понимания проблематики романа «война и мир», получает развитие в данном фрагменте текста?
Мне кажется что здесь важная тема заключается в том что, глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Итак, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, в молодости одержимый идеями Французской революции, в зрелости стал революционером-декабристом, из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. И, наконец, он познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.