ВАРИАНТ 1
Часть 1.
1. Укажите слово, в котором необходимо поставить Ь:
А) мимо дач… Б) кирпич… В) замуж… Г) сплош…
2. Укажите словосочетание, в котором пишется две буквы НН:
А) переваре…ый картофель В) тка…ая скатерть
Б) студентка прилеж…а Г) люди подавле…ы
3. Какое из указанных слов пишется через дефис:
А) надо(ли) Б) тот(же) В) (по)весеннему Г) как (будто)
4. В каком из слов пишется О:
А) ещ… Б) пощ…чина В) трущ…ба Г) ш…пот
5. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется слитно:
А) (не)глубокая, а холодная В) (не)ясно, а смутно
Б) комната вовсе (не)высока Г) испытывать (не)доверчивость
6. Укажите предлог, который пишется слитно:
А) (в)продолжение Б) (в)следствие В) (в)течение Г) (по)причине
7. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется Я
1) трепещ…щий, пряч…щийся, бор…щийся
2) всевид…щий, самокле…щийся, завис…щий
3) леч…щий, дремл…щий, шепч…щиеся
4) плач…щий, окружа…щий, слыш…щий
8. Укажите разделительный союз:
А) потому что Б) или В) однако Г) словно
9. Укажите во частицу:
А) бы Б) разве В) только Г) именно
10. . В каком предложении допущены пунктуационные ошибки?
А) Они шли по горной тропе, освещая путь факелами.
Б) Шумит размахивая ветвями, да вершинами старый лес.
В) Лошадь уснула стоя и тут же пропала в темноте.
Г) Навстречу ей катил экипаж, запряжённый шестёркой лошадей.
11. Укажите деепричастие:
А) думать Б) подумав В) думающий Г) думавший
12. В каком предложении употреблен союз:
А) Что(бы) я ни сделал, все было напрасно.
Б) Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.
В) Он спрятался за(то)дерево.
13. Укажите предложение, в котором «бы» не является частицей.
А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.
Б. Что(бы) это могло быть?
В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.
Г. Как (бы) нам их примирить?
14. Найдите причастие с зависимым словом:
А) вылившаяся туча В) расшитый ковер
Б) запрещенный государством Г) захватывающий фильм
15. Выберите правильный ответ: Где не, где ни?
Что н..(1) говори, он н..(2) мог н..(3) знать об этом, но вел себя как н..(4) в чем н..(5) бывало.
а) во всех случаях – не; б) не – 2, 3, 5; ни – 1, 4;
в) не – 1, 3, 4, ни – 2, 5. г)во всех случаях – ни.
Часть 2.
1.Выпишите из текста деепричастный оборот
Клязьма - река в Европейской части России, протекающая по территории Московской области. Являясь притоком Оки, Клязьма впадает в нее в Нижегородской области.
2.Выпишите грамматическую основу предложения
Сейчас она не была уверена в своей правоте, прежде являющейся несомненной для каждого в окружении герцогини.
3.Укажите слово категории состояния:
Иван Николаевич весь день не вставал с постели – ему почему-то нездоровилось.
4.Выпишите междометия:
Ай, Моська, знать, она сильна. что лает на слона!
Ух! Кончено – душе как будто легче.
Ба! Знакомые всё лица! -
5.Какой частью речи выражено сказуемое так долго ожидаемая альпинистами после схода снежной лавины, наконец-то получена от поисковых служб.
Объяснение:
Если зима была снежной и с наступлением весны снег быстро растаял, то воды в реки прибывает очень много и они выходят из берегов, затапливают луга, леса, даже селения. Какое-то время вода стоит очень высоко, а потом постепенно начинает спадать, уходит, река возвращается в свое русло. Это явление - когда реки разливаются, называется весенним половодьем. Еще часто говорят: большая вода пришла.
Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.
В левой части тщательно выписанная желтая глинистая полоска земли красиво оттеняет голубую воду и как бы уводит взгляд зрителя в глубину картины. В перспективе видны затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег.
Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом. Именно этот эффект, особенно хорошо удавшийся Левитану здесь, передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание.
На переднем плане, но не в центре, а немного левее, один из главных элементов пейзажа - одинокая утлая лодочка, причалившая к берегу. Она пуста. Может быть, какой-то крестьянин только что приплыл на ней из тех виднеющихся домишек. Может быть, ее сорвало с прикола и прибило сюда ветром. Каждый зритель картины придумывает свою историю этой лодочки и невольно становится соавтором сюжета.
1. Связь трех слов. Во время размышления о Родине, автор говорит о том, что русский язык является его опорой (он может выразить все переживания Тургенева настолько ярко и правдиво, насколько это проявляется в действительности). Наш великий народ заслуживает такой красивый, сильный, захватывающий дух язык). 2. Обращение - "о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык". 3 во ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: по цели высказывания - повествовательное, по эмоциональной окраске - восклицательное ВТОРОЕ: повествовательное, невосклицательное ТРЕТЬЕ: повествовательное, восклицательное