Вариант 1 Обязательная часть
Задание 1. В каком предложении вместо слова обсуждать нужно употребить слово осуждать?
1) После дискуссии мы еще долго обсуждали нерешенные вопросы.
2) Вряд ли стоит обсуждать героя повести за нерешительность.
3) Свои проблемы я редко обсуждаю с родителями.
4) Вы всё еще обсуждаете новую книгу?
Задание 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) у башкир;
2) с пятьюстами рублями;
3) самый красивейший;
4) беги домой.
Задание 3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Выучив все правила...
1) это сдать экзамены.
2) у меня все равно не получается писать хорошо диктанты.
3) приступайте к практическим занятиям.
4) у нас появились вопросы.
Задание 4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Согласно правилам, вводные слова выделяются на письме запятыми
2) В парке появилось множество новых аттракционов.
3) Ввиду дальности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких детей.
4) Отечественный производитель ещё не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка.
Прочитайте текст и выполните задания (5 -10)
(1)... (2) Чем больше сгущалась темнота, тем громче кричали лягушки. (3) Голоса их составляли как бы один беспрерывный и продолжительный гул, так что ухо к нему привыкало и различало сквозь него и дальний вой волков, и вопли филина. (4) Мрак становился гуще; предметы теряли свой прежний вид и облекались в новую наружность. (5) Вода, древесные ветви и туманные полосы смешивались вместе и ускользали от человеческого понятия. (6) ...я попал в какой-то сказочный мир.
Задание 5. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) В лесу постепенно темнело.
2) День тянулся бесконечно.
3) Гуляя по лесу, я заблудился.
4) Со всех сторон меня окружал лес.
Задание 6. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) однако;
2) казалось;
3) разумеется;
4) проще говоря.
Задание 7. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений?
1) Мрак становился, предметы теряли.
2) Вода, ветви и полосы смешивались и ускользали.
3) Различало вой и вопли.
4) Ухо привыкало.
Задание 8. Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения.
1) Предложение (4) - сложное, бессоюзное.
2) Предложение (2) - сложноподчиненное.
3) Предложение (5) - сложносочинённое.
4) Предложение (3) - сложноподчиненное.
Задание 9. Укажите правильную морфологическую характеристику слова громче из предложения (2) текста:
1) краткое прилагательное;
2) прилагательное в сравнительной степени;
3) наречие в превосходной степени;
4) наречие в сравнительной степени.
Задание 10. Укажите значение слова наружность в предложении (4).
1) то, что представляет чисто внешнюю сторону, не касается сущности;
2) внешний облик кого-либо;
3) наружный, внешний вид чего-либо;
4) то, что находится снаружи.
Задание 11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?
Стены этого старин(1)ого особняка украше(2)ны барельефами, созданными руками лучших мастеров.
1) 1, 2;
2) 2;
3) 1, 2, 3;
4) 2, 3.
Задание 12. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) гр..мадный, не..бычайный, с..ратник;
2) бе..вредный, во..гордиться, не..гибаемость;
3) пр..лечь, пр..дписание, пр..клеенный;
4) ра..грать, без..дейный, сверх..нтересный.
Задание 13. В каком слове есть приставка при- со значением «близость»?
принял;
принцип;
приоткрыть;
приамурский.
Задание 14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Соседка заметила (во)всём какой(то) беспорядок.
2) Когда (на)встречу мне вышел старик, я (тот)час узнал его.
3) (В)начале улицы было ветрено, но (в)середине деревни стало тихо, тепло, весело.
4) Мне (то)же показалось, (как)будто в стороне от леса прозвучал выстрел.
Задание 15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сад (1) все больше редея (2) спускался к реке (3) поросшей зеленым камышом (4) и густым ивняком.
1) 1,2;
2) 1, 2, 3;
3) 2, 3, 4;
4) 1, 3.
Задание 16. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Я передал ему ваше поручение (1) и он исполнил его с большим удовольствием.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом и запятая нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна.
Задание 17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Для достижения спортивных успехов необходимы, как талант, так и упорство.
2) Я прислушивался к звучанию музыки и природы и брал подсказанное ими в основу своего творчества.
3) Рокочущий шум моторов то отдалялся, то снова приближался.
4) Посаженные выпускниками деревья: клён, акации, берёзы - быстро разрослись.
1. 2)
2. 3)
3. 3)
4. 4)
5. 1)
6. 2)
7. 2)
8. 3)
9. 4)
10. 3)
11. 2)
12. 1)
13. 4)
14. 2)
15. 1)
16. 3)
17. 1)
1 2) Вряд ли стоит обсуждать героя повести за нерешительность.
2 3) самый красивейший;
3 3) приступайте к практическим занятиям.
4 4) Отечественный производитель ещё не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка.
5 1) В лесу постепенно темнело.
6 2) казалось;
7 2) Вода, ветви и полосы смешивались и ускользали.
8 3) Предложение (5) - сложносочинённое.
9 4) наречие в сравнительной степени.
10 3) наружный, внешний вид чего-либо;
11 2) 2;
12 1) громадный, необычайный, соратник;
13 приамурский
14 2) Когда навстречу мне вышел старик, я тотчас узнал его.
15 2) 1, 2, 3;
16 2) Сложное предложение, перед союзом и запятая нужна.
17 1) Для достижения спортивных успехов необходимы,(запятая не нужна) как талант, так и упорство.
Объяснение: