Вариант 1
А1 Укажите неверное суждение
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными
Лексическое значение слова разъясняется в орфографических словарях
Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются антонимами
Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются диалектными
А2 Укажите пару синонимов
Конь-лошадь
Труд-безделье
Кисть винограда-кисть руки
Слабый-сильный
А3 Определи пару слов, не являющихся антонимами
Снимать-разнимать
Сжимать-разжимать
Сгибать-разгибать
Сводить-разводить
А4 Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении
Старые туфли, золотое сердце, чистое небо
Тёплые отношения, старый друг, горький перец
Каменное сердце, громкая слава, лёгкий характер
А5 Отметьте строку, в которой все слова являются неологизмами
Кольчуга, аршин, дискотека
Луноход, атом, цирюльник
Картридж, дискета, менеджер
А6 Укажите неверное суждение
Слова ГОВОРИТЬ, СЛОН, ЗЕЛЁНЫЙ-общеупотребительные слова
Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, называются нейтральными
Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение
А7 Найдите предложение, где фразеологизм употреблён неправильно
Меня вывели на чистую воду, уличили, пристыдили
Родители позволяли ему делать всё, что он хочет, словом, держали его в ежовых рукавицах
Целый день она кружилась как белка в колесе
Не стоит переживать: ведь дело выеденного яйца не стоит
В1 Найдите диалектные и профессиональные слова и впишите их в таблицу
Для изготовления этой детали надо использовать фрезу. Казак напоил своего коня из криницы. Грунтовка холста заняла у художника много времени. Тропинка терялась в частой молодой поросли или, как её тут называют, чапыге. В это время года в этих местах собирают дикую редьку, жалицу, медуницу. Суппорт-это часть металлорежущего станка.
Диалектные
Профессиональные
В2 Из ряда синонимов выпишите разговорные слова
Маленький, миниатюрный, махонький, малюсенький
В3 Определи значение фразеологизмов и выпиши 4-ый лишний
Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть
В4 Выпишите заимствованные слова
Сторона, ограда, молоко, вратарь, облако, перегородка
С1 Напишите, что такое синонимы, какую роль они выполняют в речи
Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.
Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе отношение к русскому языку, тем дольше сохранится культура национальная.
Культура русской речи в средствах массовой информации – одна из главных характеристик, определяющих профессиональный уровень телевизионных и радиопередач, их публицистическую и художественную полноценность. Чаще всего «забывчивость», по выражению авторов письма, дикторов и ведущих о необходимости правильного произношения слов случается по причине общей низкой культуры владения русской речью1.
Не в столь далекие времена на Центральном телевидении и Всесоюзном радио к культуре речи дикторов и ведущих относились строго, был контроль над речью в эфире и продуманная система повышения языковой квалификации. Сегодня, к сожалению, многое в этом важном деле упущено – лишь на отдельных телерадиоканалах предпринимают меры, позволяющие хоть как-то предупреждать речевые ошибки дикторов.
Объяснение:
Средства массовой информации (далее СМИ) подразделяются на визуальные (периодическая) печать, аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.
Среди функций СМИ обычно выделяют следующие: информационную (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях);
комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой) и т.д. СМИ объединяются и как особый тип коммуникации, который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения неизвестному и неопределённому количественно получателю информации), с индивидуально- коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиции газеты, теле- или радио канала) и массовым рассредоточенным адресатом.