Вариант 2
1. укажите словосочетания, которые построены правильно:
1) беспокоиться за дочь;
2) отзыв о книге;
3) скучать за вами;
4) тосковать по селье;
5) животворная сила.
2. укажите словосочетания, в которых вид связи - примыкание:
1) чуть ногтереснее:
2) светлее солнца;
3) капли росы,
4) прилечь поспать;
5) весело поющий.
3. глаголу, использованному в предложении, соответствуют морфологиче
ские признаки:
1) возвратный
2) несовершенного вида;
3) 1-го спряжения;
4) в форме множественного числа;
5) в форме изъявительного наклонения.
пограничники достойно несут свою нелёгкую службу (из газет).
4. выделенные слова являются наречиями в предложениях:
1) маленький стыд бывает сильнее большого горя (в. тендряков).
2) направо по дороге тянулся обоз, около которого сновали какие-
то люди (а. чехов).
3) вода ещё тише обнимала берег (с. есении).
4) белая ночь простиралась вокруг (к. паустовский).
5) неужели всё это правда?
5. составное глагольное сказуемое имеется в предложениях:
1) тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстре-
лов (а. грин).
2) только-только успели мы спрятаться за кустами и затаиться
(а. гайдар).
3) схватка была короткая, но трудная.
4) пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает
пороху (а. пушкин).
5) сначала я хочу представить вам моего друга.
Природа Казахстана весьма разнообразна. На его обширных
просторах расположены горы, холмы и равнины.
Самой высокой вершиной является пик Хан-Тенгри – высота 6995 м. Самая низшая точка – впадина Каракия, 132 метра
ниже уровня мирового океана. Самое глубокое место в Каспийском море достигает 600 метров. Горы занимают десятую часть
территории республики. Склоны Тянь-Шаня, Заилийского Алатау покрыты хвойными лесами. В ущельях этих гор растут дикие
яблоневые заросли и орехово-плодовые кустарники.
Вершины гор покрыты вечными снегами и ледниками. Здесь
можно встретить грозного снежного барса, тянь-шаньского бурого медведя, сибирского горного козла. Из птиц в горах обитают
самые сильные и смелые: снежные грифы, белоголовые сипы, бородачи, размах крыльев которых достигает трех метров, беркуты.
Именно с беркутом охотятся на зверей казахские охотники-беркутчи. В покрытых таежными лесами горах Алтая обитают великаны лоси, красавцы маралы, их еще называют благородными
оленями. Есть тут и соболи, барсуки и бурундуки.
В лесах и в степи, прячась в оврагах, степных колках обитают волки, лисы, корсаки, зайцы. Три крупные степные реки –
Иртыш, Тобол и Ишим – несут свои воды в Северный Ледовитый океан, впадая перед этим в большую сибирскую реку Обь.
Остальные реки текут во внутренние водоемы, Каспийское море,
Арал и Балхаш, и в озера поменьше. Летом на многочисленных
степных озерах скапливаются тысячи водоплавающих птиц, их
тут десятки видов: утки, чайки, кулики, цапли, гуси. Но особой
гордостью казахстанцев является розовый фламинго, который
обитает на озере Тенгиз в Центральном Казахстане.
В Казахстане произрастает свыше 6000 видов растений. Над
его просторами летают и гнездятся более 500 видов птиц.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? когда? где? почему? и другие
Запишите определение без ошибок.
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?.
Распределите фразы на группы, дав каждой названия.
1. Согласование :
Красивая девушка, старый кучер учащийся Витя, французские студенты
2. Приложение:
девушка-красавица, кучер-старик, ученик Витя, студенты-французы.
Завершите определение.
Определения, дающие другое название, характеризующие предмет и согласующиеся с определяемым словом только в падеже, называются приложениями.
Согласованные определения замените несогласованными, а несогласованные – согласованными.
Задание на дом - домашнее задание; золотая медаль - медаль из золота; берег Крыма - крымский берег; любовь матери - материнская любовь;
столярные инструменты - инструменты столяра.
Определите вид обстоятельства.
Светит ярко(образ действия) ; сегодня вечером(время) ; уехать на рыбалку(места) ; вопреки прогнозам(уступки) ; из-за болезни(причины) ; быстро(образ действия) вернулся.
Укажите прямые и косвенные дополнения.
Убрался в квартире(к) ; оглядел помещение(п) ; закрыл дверь(п) ; зашёл в комнату(к) ; любил кошку(п) ; налил сок(п) ; налил воды(п) .
п - прямое
к - косвенное
Спишите, подчеркните подлежащее и дополнение. Объясните, как можно различить подлежащее и дополнение, если формы И.п. и В.п. совпадают.
Ложь(что? подлежащее __ ) сеет раздор(что? дополнение - - - ).
сеет ложь- основа, ложь сеет(что?)
раздор
Спишите, подчеркните выделенные слова как члены предложения; укажите, какой частью речи они выражены.
Пятнадцатый поезд отошёл от перрона. Дорога на запад шла лесом. Цветы анютины глазки покрыли всю клумбу. Отдохнувшие за ночь туристы продолжили путь.
КАКИЕ слова выделенные?!
10. Спишите, устраняя ошибки в постановке знаков препинания (если есть); объясните графически обособления.
Платье стало ветхое, как тряпка. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. Деревья, не заслоняя солнца, окружили террасу. Дело шло как по маслу. Тропинка, поднимаясь вверх и поворачивая вправо, привела нас в деревню.
Спишите. Найдите и выпишите прямые дополнения. Подчеркните приложения. Выделите обстоятельства, укажите их вид. Подчеркните деепричастный оборот
Я остановился неподалёку(обст.) . Было пустынно и тихо. Звуки города сливались в один монотонный неясный шум (прямое доп.) подобный шуму отдалённо(обст.) едущего экипажа; вблизи(обст.) меня – плеск воды и тихое поскрипывание каната единственно отмечали тишину(прямое доп.) . Я продолжал смотреть на корабль, как заворожённый. Его коричневый корпус, белая палуба, высокие мачты, общая пропорциональность всех частей и изящество основной линии внушали почтение(прямое доп.). Это было судно-джентльмен (приложение) . Свет фонаря ставил его отчётливые очертания (прямое доп.) на границе сумерек, вдали(обст.) которых виднелись черные корпуса и трубы пароходов. Корма корабля выдавалась над низкой набережной, |образуя меж двумя длинными канатами и водой залива навесной угол|(прямое доп.) (|_. _. |- деепричастный оборот )