ВАРИАНТ 22
(1) Каждый год, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так. (2) Зима у нас длинная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно, словно промелькнувшая за окном золотая птицы.
(3) Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин. (4) Он часто приходил к нам в деревню и приносил то кошелки белых грибов, то бруснику, а то прибегал так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать.
(5) Однажды он принес маленькую, выкопанную с корнем березу.
– (6) Это вам, – сказал он и покраснел. – (7) Подарок. (8) Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.
– (9) Зачем ты ее выкопал, чудак? – с Рувим.
– (10) Вы же говорили, что вам жалко лета, – (11) ответил Ваня. – (12) Вот и будет вам на холодную зиму память о лете.
(13)Мы принесли ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него березку. (14) Ящик поставили в самой светлой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее шумели, когда ветер врывался в комнату.
(15) В саду уже поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. (16) Как-то ночью пришел первый заморозок. (17) Я около пяти часов утра, оделся и вышел в сад. (18) Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. (19) Береза за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
(20) Комнатная теплота не березу. (21) Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах.
(22) Все мы были огорчены. (23) Последняя память о лете исчезла. (24) Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке зеленую листву на березе.
– (25) Это закон, – сказал он. – (26) Закон природы. (27) Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега и от зимней стужи, от жажды и от того, что к осени в листве накапливается много вредных солей.
(28) Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили. (По рассказу К.Паустовского)
1. Укажите тип речи, использованный в предложениях 25 – 27.
2. В каких предложениях содержится главная мысль текста?
3. Укажите причину постановки запятой в предложении 5.
4. Каким членом предложения является слово огорчены в предложении 22?
5. Укажите средства художественной выразительности в предложении 14.
6. Какой художественный прием использует автор для усиления выразительности речи в предложении 19?
7. Выпишите разряд местоимения её (из предложения 9): личное; притяжательное; определительное; указательное, относительное.
8. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова осыпавшихся.
9. Среди предложений 1 – 3 укажите предложение с причастным оборотом.
10. Из предложений 1 – 2 выпишите краткое причастие.
11. Из предложения 8 выпишите относительное прилагательное.
12. Из предложений 13 – 14 выпишите прилагательное в составной превосходной степени.
13. Из предложений 23 – 24 выпишите притяжательное местоимение.
14. Среди предложений 16 – 18 укажите сложное предложение.
15. Среди предложений 6 – 12 укажите предложение с обращением.
Как хорошо, что большинство людей в мире преисполнены добра. Да, многие из нас совершают плохие поступки, делают ошибки, не всегда ведут себя правильно, но добрые дела мы делаем с наибольшим удовольствием. Этому моральные и этические нормы, действующие как в обществе, так и в сознании каждого человека. Поэтому в мире добро всегда побеждает зло. Этому учат нас детские сказки, когда добрая Фея Золушке попасть на бал, или в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» злого волшебника побеждает смелый и отважный рыцарь, который борется за честь своей возлюбленной.
Откуда берется зло? Его рождают негативные эмоции: ненависть и страх, зависть и гнев. Темная сторона человеческой души постоянно протестует против истины света, противоборство, которое растет внутри, порождает агрессию и недовольство, чувство непонятости и слабости – отсюда грубость, насмешки, унижение и оскорбление, месть. Психологически злой человек чувствует себя незащищенным и обороняется. Он творит новое зло, множит его, а в итоге либо чувствует свою вину, либо окончательно гибнет, как личность. Потому что огромное количество зла в душе приводит к саморазрушению. Совершать злые поступки – значит, проявлять слабость, потому что намного сложнее в ответ на насмешку или подлость улыбнуться или даже в трудную минуту своему обидчику. Так однажды сделанное добро побеждает зло.
Добрые дела мы творим бескорыстно, хорошие поступки диктуют нам честь и совесть – главные соратники мирского добра. Любой направленный в сторону сотворения добра шаг облагораживает и возвышает человека. Доброжелательность привлекает новых друзей, неожиданную в сложных ситуациях, и недаром, позитивно настроенный человек ценится в обществе гораздо выше пессимиста. Поэтому на земле извечной проблемой является борьба добра и зла. Добрый человек старается во всем улучшить себя и сохранить мир любыми средствами, он идет на уступки, отдает силы своей души людям, дарит радость, ничего не требуя взамен.
Жить сердцем достаточно сложно, но умение чувствовать других людей и сочувствовать их бедам доброму человеку в работе над собой, придает уверенности в своих силах.